Воспитательный потенциал учебного содержания и особенности его отбора


При самостоятельном желании понять тему " Воспитательный потенциал учебного содержания и особенности его отбора " вам поможет наш ресурс. Для вас наши специалисты подготовили материал, изучив который вы будете разбираться в ней уровне профессионала. А если у вас останутся вопросы, то задать их вы сможете прямо на сайте написав в чат онлайн-консультанта.

оформить заявку

Слишком сложно? Тогда запросите консультацию специалиста!

Наша компания занимается тем, что помогает студентам выполнять различные учебные работы на заказ. Вы можете ознакомиться с перечнем выполняемых работ, а так же с их стоимостью на странице с ценами.

ознакомиться с условиями

Краткое пояснение: Воспитательный потенциал учебного содержания и особенности его отбора

В настоящее время содержание экономического образования рассматривается в единстве с экономическим воспитанием. Обучение и воспитание взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга, так как экономическое обучение и воспитание формируют убеждения, мотивы, установки, ценностные ориентации личности, поэтому отбору учебного материала, умению подать содержание материала придается большое значение.

Содержание воспитания – это совокупность знаний, норм поведения, идей, идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.

Экономическое воспитание характеризуется не только объемом усвоенных экономических знаний, но и умением пользоваться ими и вырабатывать новые, помогает человеку легче ориентироваться в действительности и принимать верные решения. Для того чтобы полноценно и эффективно выполнять экономические функции, человеку требуется определенное воспитание.

Отсюда цели экономического воспитания:

1) вырабатывать у учащихся умения применять экономические знания и навыки в повседневной жизни, бережно относиться к общественной собственности, рационально использовать материальные и духовные ценности;

2) развивать у учащихся такие нравственные качества, как деловитость, организованность, предприимчивость, умение соизмерять личные потребности с возможностями их удовлетворения.

Задачи экономического воспитания:

1) развитие интереса к систематическому пополнению и усвоению экономических знаний, навыков, умений;

2) формирование и укрепление экономического сознания и мышления, экономических интересов и потребностей;

3) формирование стимулов и мотивов эффективной экономической деятельности;

4) стимулирование роста творческой активности в укреплении и развитии принципов обучения и управления.

Принципы экономического воспитания:

1. Главное в экономическом воспитании – связь с жизнью и практикой.

Природные ресурсы, источники энергии, сырье, материалы, рабочее время, другие слагаемые экономического потенциала страны могут использоваться гораздо эффективнее, если каждый человек будет не только квалифицированным специалистом, но и экономически воспитанным человеком, станет относиться к делу с полной хозяйственной заинтересованностью, будет рачительным, хозяйственным, реально воплощающим в повседневную жизнь экономические проблемы.

2. Экономическое воспитание – процесс целенаправленного воздействия на личность и выработка определенных положительных экономических качеств.

Экономические качества и нормы поведения людей могут быть как положительными (трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, организованность, новаторство, коллективизм), так и отрицательными (бесхозяйственность, расточительство, хищение и т.д.), поэтому учителю экономики необходимо формировать у учащихся положительные экономические качества.




3. Экономическое воспитание предполагает формирование экономического мышления и сознания. Экономическое мышление и сознание выступают как мотив и установка соответствующего экономического поведения. Экономическое сознание дает мысленный образ будущей экономической деятельности. При слаборазвитом экономическом сознании поведение человека, как правило, сумбурно, спонтанно. Цель здесь достигается чаще методом проб и ошибок. В конечном счете, это может привести к выработке положительных, устойчивых норм экономического поведения. Но целенаправленное воспитание способствует развитию прогрессивного экономического сознания, где многие задачи решаются в процессе обучения, в связи с жизнью, как важнейшим воспитательным средством, поэтому экономическое мышление и сознание должно стать частью экономического воспитания и развиваться в человеке целенаправленно.

4. Воспитание – это формирование нового мировоззрения. При правильно развитом экономическом мировоззрении формируется ответственность на средства производства и на экономические отношения, проявляется в активной жизненной позиции людей, в активном участии всего народа в создании экономических ценностей, в управлении экономическими процессами. Экономически воспитанный человек трудолюбив, бережлив, организован, дисциплинирован, аккуратен. Сам уклад жизни, общественные отношения делают экономическое воспитание всеобщим и непрерывным. Всеобщность экономического поведения заключается в том, что этот процесс не может быть ограничен какими-то сроками или периодами. То, что достигнуто на определенном этапе, на следующем этапе всегда совершенствуются.



При воспитании экономически грамотного ученика учитываются факторы, способствующие формированию экономического поведения:

1. Мотивация. Мотивация делится на внешнеэкономическую и экономическую. Внешнеэкономическая мотивация – это восприятие, переживание, направление мыслей человека, его поступки, отношение к действительности. Экономическая мотивация – знание экономических процессов и закономерностей.

2. Интересы. Место и роль интересов в системе экономических отношений рассматривают Л.И. Абалкин, Г.А. Егиазарян, И.Я. Обломская, В.В. Радаев, В.К. Черняк и др.

Интересы и потребности находятся в тесной взаимосвязи, поэтому надо знать сущность заинтересованности каждого ученика. Многогранность интересов школьника служит одним из показателей уровня экономической культуры личности.

3. Социальная установка. Формирование устойчивых социальных установок играет важную роль в воспитании экономической культуры личности. Ученик, у которого сформирована установка на творческий труд, работает с большим интересом. Напротив, если у индивида сформирована установка на формальное отношение к делу, то новаторского отношения к учению он не проявляет.

4. Учет чувств, настроения личности. Если в ученическом коллективе благоприятное отношение к учебе, к экономическим знаниям, то учащиеся с большим интересом изучают экономическую теорию и анализируют реальные ситуации. Если же в коллективе попустительские отношения к знаниям, то и учение продвигается с большим трудом.

Экономическая культура предполагает наличие у учащихся определенных навыков, умения, опыта и представляет собой динамический процесс, в котором ученик не только создает, обогащает и потребляет ценности культуры, но и саморазвивается как личность. Навыки учащихся, которые появляются в результате частых повторений, выполняются быстро, безошибочно, автоматически. В экономической деятельности к ним относят расчеты, анализ и навыки поведения. Экономические навыки поведения развиваются, если учащиеся активно включаются в экономическую деятельность или отдельные экономические действия.

5. Экономическая культура учащихся реализуется через совокупность определенных свойств и качеств личности. Экономические качества, в конечном счете, выступают не только как ценности экономической культуры, но и как ценности политические, нравственные, духовные. К экономическим качествам правомерно отнесено и чувство хозяина.

6. Важной чертой экономического поведения служит творчество. Творчески мыслящий человек, с одной стороны, более глубоко усваивает экономическую теорию; с другой – способен более оперативно находить выход из создавшихся ситуаций.

Методы экономического воспитания:

1. Методы формирования экономического сознания или методы формирования убеждений. Педагоги в своей деятельности используют рассказ, беседу, лекцию, дискуссию, метод примера. При использовании этих методов формируются знания, взгляды, оценки, направленность, убеждения личности.

2. Методы формирования поведения и организации деятельности.

Данные методы формируют привычки, стереотипы поведения, типичные поведенческие реакции, которые развиваются через упражнения, приучения, поручения, требования, создание воспитывающей ситуации.

3. Методы коррекции и стимулирования поведения. Они формируются через соревнования, игры, поощрения, наказания.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки. Богатый материал для реализации этого метода дают наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности.

Средства экономического воспитания.

В экономике под термином средства понимают средства производства: сырье, исходный материал для обработки, объекты человеческой деятельности и т.д.

А.С. Макаренко писал, что школу, её режим, распорядок дня, устройство школы, поведение педагогов – все это можно считать средством воспитания.

Отсюда, средства экономического воспитания – это различные виды деятельности вместе с орудиями труда, предметами экономической культуры, экономической деятельностью (Н.П.).

Средства экономического воспитания подразделяются на:

1) идеологические (экономическая пропаганда, агитация, информация);

2) организационно-экономические (совершенствование экономических условий, отношений, стимулов, форм и видов деятельности и т.д.);

3) социальные (рост материального благосостояния, улучшение условий труда, отдыха, образования и др.);

4) правовые (законы, нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность и отношения);

5) эмоционально-психологические (удовлетворение работой, результатами экономической деятельности).

Виды деятельности:

1) познавательная деятельность развивает экономический интерес, накапливает экономические знания, формирует умственные способности;

2) ценностно-ориентационная деятельность формирует убеждения, взгляды, нравственные нормы поведения;

3) общественная деятельность приучает школьников к участию в экономическом управлении школой, к работе в экономических объединениях;

4) эстетическая, досуговая деятельность формирует идеалы красоты и изящества.

Формы экономического воспитания

Форма воспитательной работы – это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание, методы конкретного воспитательного процесса.

Классификация форм экономического воспитания.

1. По количеству участников:

- индивидуальные (беседы, занятия с одним учеником);

- групповые (кружок, временная группа, класс);

- массовые (конференции, слеты, праздники, фестивали).

2. По доминирующему методу:

- словесные (собрания, сборы, лекции, конференции, встречи и т.д.);

- практические (экскурсии, олимпиады, конкурсы и т.д.);

- наглядные (банки, биржи, предприятия и т.п.)

3. По воспитательной задаче:

- формы управления и самоуправления школьной экономической жизнью (собрания, линейки, классные часы, совещания органов самоуправления);

- познавательные формы (экскурсии, фестивали, устные журналы, экономические информации, выставки и т.д.);

- развлекательные формы (утренники, вечера).

Методы, формы, средства экономического воспитания должны работать во взаимосвязи, развивать учащихся, будоражить мысль для того, чтобы наладить индивидуальную работу с учащимися и разработать их образовательные маршруты.


Конечно, для полного рассмотрения вопроса 'Воспитательный потенциал учебного содержания и особенности его отбора', приведенной информации не достаточно, однако чтобы понять основы, её должно хватить. Если вы изучаете эту тему, с целью выполнения задания заданного преподавателем, вы можете обратится за консультацией в нашу компанию. В нашей команде работает большой состав специалистов, которые разбираются в изучаемом вами вопросе на экспертном уровне.

Хм, так же просматривали

Заказ

ФОРМА ЗАКАЗА

Бесплатная консультация

Наша компания занимается написанием студенческих работ. Мы выполняем: дипломные, курсовые, контрольные, задачи, рефераты, диссертации, отчеты по практике, решаем тесты и задачи, и многие другие виды заданий. Чтобы узнать стоимость, а так же условия выполнения работы заполните заявку на этой странице. Как только менеджер увидит ваше сообщение, он сразу же свяжется с вами.

Этапность

СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛИЕНТА

Получить работу можно всего за 4 шага

01
Оставляете запрос

Оформляете заказ работы, заполняя форму на сайте.

02
Узнаете стоимость

Менеджер оценивает сложность. Узнаете точную цену.

03
Работа пишется

Оплачиваете и автор приступает к выполнению задания.

04
Забираете заказ

Получаете работу в электронном виде на вашу почту.

Услуги

НАШ СЕРВИС

Что мы еще делаем?

icon
Курсовые работы

от 1800 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Доклады

от 380 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Самостоятельные работы

от 680 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Отчеты по практике

от 780 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Решение задач

от 180 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Студенческие работы

от 80 рублей

ПОДРОБНЕЕ