Литературный процесс первой половины XIX века. Романтизм и реализм как литературные направления. 


При самостоятельном желании понять тему " Литературный процесс первой половины XIX века. Романтизм и реализм как литературные направления.  " вам поможет наш ресурс. Для вас наши специалисты подготовили материал, изучив который вы будете разбираться в ней уровне профессионала. А если у вас останутся вопросы, то задать их вы сможете прямо на сайте написав в чат онлайн-консультанта.

оформить заявку

Слишком сложно? Тогда запросите консультацию специалиста!

Наша компания занимается тем, что помогает студентам выполнять различные учебные работы на заказ. Вы можете ознакомиться с перечнем выполняемых работ, а так же с их стоимостью на странице с ценами.

ознакомиться с условиями

Краткое пояснение: Литературный процесс первой половины XIX века. Романтизм и реализм как литературные направления. 

Лекция 4 (2 часа)

Русская литература первой половины XIX столетия.

Творчество Пушкина А.С. 

Социально-исторические особенности развития России, определившие характер развития литература первой половины XIX столетия.

Литературный процесс первой половины XIX века. Романтизм и реализм как литературные направления.

Творчество наиболее значительных писателей первой половины XIX века.

4.  Основные этапы жизненного и творческого пути Пушкина А.С.

а) поэтическое творчество Пушкина, основные темы и мотивы его лирики;

б) «Евгений Онегин» – этапное произведение в творчестве Пушкина и в развитии отечественного реализма;

В) «Повести Белкина» и их значение для последующего развития русской прозы.

Социально-исторические особенности развития России, опередившие характер развития литература первой трети XIX столетия

Начало XIX столетия явилось для России временем серьезных социальных потрясений.

С конца XVIII века на престоле находился Павел I, отличающийся деспотическим своеволием, которое не выдержали даже его приближенные. В марте 1801 года император был убит заговорщиками, возглавляемыми придворной аристократией. Начинается царствование Александра I, который издал ряд указов, способствующих развитию литературы. Был снят запрет на ввоз книг из-за границы, разрешены частные типографии. При Павле I цензура находилась в ведении полиции; в 1802 году последовали распоряжение, освободившее литературу от полицейского надзора.

Многие передовые люди увидели в царе поборника прогресса. В дальнейшем выяснилось, что либерализм Александра I оказался лишь тактическим ходом и данью требованиям времени.

Правитель, который был, по справедливому выражению А.С. Пушкина, «в лице и в жизни арлекин», со временем перестает играть роль вольнодумца. Упрочиваясь на троне, царь все менее нуждался в показном либерализме. Следствием этого является появление нового цензурного устава и «Цензурной ревизии» (1811), которая должна была вести наблюдение за работой цензоров и произведениями, уже вышедшими из печати.

Событием, ускорившим социально-политическое развитие России и глубоко отразившимся на ее культурной жизни, явилось война 1812 года. В развитии национального и особенно социального самосознания, несомненно, сыграло роль пребывание русских солдат и офицеров за границей, где они увидели иные, отличные от русских, общественные отношения.

В связи с победным окончанием Отечественной войны все ждали социально-правовых преобразований и экономических улучшений. Но, вопреки ожиданиям значительной части нации, правительство избрало путь усиления открытой реакции. Большое количество помещиков, желая возместить хозяйственный ущерб, нанесенный войной, применяла все более жестокие способы эксплуатации крестьян.




Недовольство самодержавным деспотизмом, усиливающееся в связи с ростом социальных противоречий, подъемом национального и общественного самосознания, обусловило возникновение тайных декабристских обществ. Первое из них («Союз спасения, или Общество истинных и верных сынов отечества») возникло в 1816-ом году. В дальнейшем на этой основе возникло еще несколько группировок. В начале 1820-х годов были организованы Северное общество в Петербурге и Южное общество в Тульчине. В декабристских организациях было два течения: монархически-конституционное и республиканское.

Выступая против самодержавия и крепостничества, за республиканское правление, декабристы выражали интересы не только передового дворянства, но и широких народных масс. Н.И. Тургенев писал в своем дневнике: «История народа принадлежит народу – и никому более!» Еще более определенно высказывался Н.А. Бестужев: «До сих пор история писала только о царях и героях … – нынешний век понял, что сила государств составляется из народа».

Декабристы избрали методом революционного действия военный переворот, возглавляемый группой оппозиционного дворянства. Изоляция от широких масс привела их к поражению; выступление было подавлено (14 декабря 1825 года). Николай I, вступивший на престол после своего брата Александра, проводил откровенно реакционную политику. Характеризуя ее, А.И. Герцен писал: «первые годы, последовавшие за 1825-м, были ужасны…  Людьми овладевало глубокое отчаяние и всеобщее уныние…».



В обстановке неистовой подозрительности и интенсивных поисков крамолы шпионаж стал «духом времени», а тайное наблюдение – манией. В октябре 1830 года умеренно-либеральный цензор А.В.Никитенко писал в своем дневнике: «У нас боятся думать вслух».

Ситуация не улучшилась и в последующие годы правления царя, который не случайно получил прозвище «Николай Палкин». Не случайно А.И. Герцен называл это время «царством мглы», «мрачным коридором», в котором «люди гибли с платком во рту».

 

Литературный процесс первой половины XIX века. Романтизм и реализм как литературные направления. 

Литературный процесс начала XIX столетия отличается чрезвычайной сложностью.

Классицизм, державший в своей власти художественное творчество почти в течение столетия, не окончательно сошел со сцены в первой четверти XIX века. Предпринимаются попытки приспособить его к новым историческим условиям.

В 1811 – 1816 годах сторонниками классицизма создается литературное общество «Беседа любителей русского слова». По имени «теоретика» «Беседы» А.И. Шишкова его сторонники стали называться шишковистами. Защищая русское самодержавие и церковь, Шишков выступал против «чужеземной культуры». В «Беседе» читались оды, «пиимы», трагедии, одобрялись произведения столпов русского классицизма.

Классицизм дольше всего сохранялся в драматургии, особенно – в жанре трагедии. В то же время классицизм дает о себе знать и в творчества поэтов, явно тяготеющих к другим направлениям (его черты заметны в таких стихотворениях Пушкина-лицеиста, как «Воспоминания в Царском Селе», «Наполеон на Эльбе», «К Лицинию» и др.)

Сентиментализмзавершал свое существование, подвергаясь критике с разных сторон: классицистов, предромантиков и реалистов. Тем не менее, это литературное направление было еще весьма влиятельным. Не случайно начало XIX столетия в русской литературе называли, в том числе и В.Г.Белинский, «карамзинским периодом».

Карамзинская школа заявила о своей литературной активности, создав объединение «Арзамас» (1815 – 1818). Поводом для организации общества послужила комедия Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды», в которой содержались пародийные нападки на Жуковского и карамзинистов. Противники «Беседы» объединились, взяв название общества из памфлета Д.Н. Блудова, направленного против шишковистов, «Видение в какой-то ограде, изданное обществом ученых людей», в котором был создан сатирический образ Шаховского, обижающего Жуковского, а местом действия был представлен Арзамас. В это общество входили В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, В.Л. Пушкин, А.С. Пушкин и др.

Первоначальной целью общества была борьба с обветшалым классицизмом. Пародии, эпиграммы, сатиры, насмешливые послания, различного типа сатирические экспромты были способами обличения. «Беседа» воспринималась как символ косности, рутины, нелепого педантизма, и таким путем сфера обличения расширялась в социальном отношении. Молодые люди, борясь с «Беседой», наследовавшей традиции «века минувшего», выступали носителями идеи новизны и прогресса, нового представления о личности, освобожденной от догм и предрассудков.

Реализм начала XIX века развивался на основе традиций литературы предшествующего времени. В основном это был реализм просветительский: принципы социальной обусловленности поведения человека еще не подкреплялись принципами историзма, а углубленный психологизм не был осознан как важнейшая цель творчества. Писатели уповали на истинное просвещение как средство оздоровления нравов.

Новые черты в прозе обозначаются в связи с Отечественной войной 1812 года и первоначально  проявляются не в жанрах романа или повести, а в газетных и журнальных жанрах – заметки, очерка, записок мемуарного характера, обычно оформляемых в виде писем. Начинали формироваться принципы историзма, которые иногда объединялись с писательским интересом к текущей повседневности. В первой четверти XIX века реализм достиг наибольших успехов в басенном творчестве И.А. Крылова, в комедии А.С. Грибоедова, наследовавших опыт просветительского реализма, и в трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Начинается формирование русского классического реализма.

Предромантизм– общеевропейское явление в литературе конца XVIII – начала XIX века в России не оформился в самостоятельное литературное направление; сам термин появился в трудах исследователей более позднего времени. Предромантизм возникал в недрах классицизма и сентиментализма. Идеи европейских и русских просветителей о «естественном человеке», добром, нравственном, гармоничном по природе, о народе – хранителе исконной морали, прославление поэтической «первобытности» и критика ложной цивилизации, неприятие обыденных добродетелей даже в сентиментальной оболочке составляют социально-философскую основу предромантизма. 

 Предромантическая стадия в развитии русской поэзии сыграла большую роль в литературной деятельности А.С. Пушкина и поэтов-декабристов. Она препятствовала расцвету на русской почве байронизма и «мировой скорби», помогала утверждению принципов народности. Русский предромантизм, влиятельный благодаря К.Н. Батюшкову и Н.И. Гнедичу, юному А.С. Пушкину и его друзьям, содействовал формированию в начале XIX века, самобытных путей развития романтизма.

  Романтизм – общеевропейское литературное направление; его возникновение обычно связывают с событиями последней трети XVIII века (великой Французской буржуазной революцией). Академик А.Н. Пыпин, уясняя общественный смысл явления, отмечал: «Трудно было русскому обществу остаться в стороне от той борьбы, которая шла в европейской жизни и стремилась выработать новые принципы общественные, политические и нравственные». Социально-исторические катаклизмы конца XVIII века, связанная с ними Отечественная война 1812 года обнажили противоречия жизни, которые не поддавались разумному объяснению.

Философские основы романтизма также были общеевропейскими. Эстетика романтизма связана с идеями немецких философов-идеалистов И. Канта и Ф. Шеллинга. Защита свободной фантазии художника не стесненной никакими правилами, близка мысли Канта о том, что гений стоит выше существующих рационалистических норм и свободно творит собственный мир. Выступления романтиков против регламентирующего подхода к искусству во многом определялось идеей Шеллинга о бесконечном как вечной смене форм жизни, как непрекращающемся развитии мысли. Романтики осознавали высокий смысл духовной жизни людей, пренебрегали материальным бытием как низким и пошлым, достойным лишь обывательской толпы. Религиозная вера, христианство, было источником произведений многих из них.

Романтизм, как в зеркале, отразил, характер переломной эпохи с ее сомнениями и противоречиями, со стремлениями к чему-то новому и убежденностью в необходимости коренного преобразования действительности.

Романтиков, как бы разнообразны ни были их идейные и эстетические платформы, объединяют многие общие принципы:

1) В глазах романтиков рационализм XVIII века оказался обесцененным, так как достаточно скоро стало очевидно, что обещанное царство разума недостижимо. Кризис просветительской идеологии вызвал к жизни романтическое мировосприятие, основой которого стал разлад между идеалом и действительностью. Острое осознание противоречивости жизни приобретало все более универсальный характер и порождало «романтическое двоемирие».

Критическое отношение к действительности порождало нежелание изображать настоящее, побуждало романтиков искать свои идеалы вне современного мира. Неудовлетворенность окружающей действительностью принимала у романтиков разные формы выражения.  Романтики обращались либо к прошлому, либо к утопическим представлениям о будущем. Романтику находили в вымышленных ситуациях, в сказочно-фантастических эпизодах. Иногда это лирические раздумья о безвозвратно ушедшем времени, идеализация средневековья или земель, не затронутых цивилизацией, иногда – бунт романтических героев против сковывающих их обстоятельств.

2) Романтизм, возникший в переломную эпоху конца XVIII – начала XIX века, рассматривает жизнь в ее противоречиях, становлении и развитии.  Многие романтики стремились понять действительность во всей ее сложности и противоречивости, следствием чего становится диалектичность освоения реальности. В творчестве романтиков развивается принцип историзма, раскрывается сложная диалектика личной и общественной жизни.

В то же время отказ от рационалистического объяснения противоречий жизни приводил ряд романтиков к идее зла как вечного начала жизни, порождал «мировую скорбь» или «космический пессимизм».

3) Одной из главных особенностей романтизма является то, что по своей сути он субъективен. В центре внимания романтиков оказывается прежде всего не окружающая реальность, а личность самого художника слова. Эта личность живет своим неповторимым, индивидуальным внутренним миром, и, не принимая действительности, творит сама, с помощью своего воображения или эмоциональной активности идеальный мир, соответствующий порывам и стремлениям ее субъективного духа.

Таким образом, романтизм по своему ведущему методологическому принципу противостоял реализму, который в содержании и формах творчества ориентировался на объективную действительность во всем многообразии ее проявлений.  

4) Просветительское упование на возможности разума сменяется у романтиков идеей всепознающего воображения, которое считалось высшей формой познания. Поэтическое воображение ставилось выше разума (ему отводилось подчиненное по отношению к чувству и интуиции место), так же как поэзия объявлялась высшей формой человеческой активности.  

5) В период романтизма сформировался новый эстетический идеал. В противовес классицистам, ориентировавшимся при создании произведений на комплекс норм и правил, романтики говорили о том, что писатель обладает абсолютной творческой свободой. Культ раскрепощенной фантазии обусловил специфику излюбленных романтиками художественных средств – аллегории, гротеска и символа.  

6) Романтики высоко ценили в художественном творчестве его способность воздействовать на души людей. Для одних романтиков искусство – источник нравственного самоусовершенствования и проникновения в тайны бытия, для других – сила, побуждающая к активным действиям.

 7) Отрицательно относясь к современному общественному строю, романтики решительно отказывались от изображения обыденного. Вместо мелочей повседневной жизни они стремились к изображению необыкновенных событий. В противовес выработанному эпохой Просвещения усредненному представлению об абстрактном человеке романтики создают образы ярких индивидуальностей, исключительных, нередко – титанических героев, особые черты характеров которых раскрываются в исключительных ситуациях (образ Мцыри у М.Ю. Лермонтова, герои «Тараса Бульбы» у Н.В. Гоголя).

9) Романтизму свойственно преувеличенное внимание к внутреннему миру человека, его мыслям и чувствам. Отвергая враждебную социальную действительность, романтики уходили в сферу личных переживаний, открывали нравственные ценности в душе человека.

В романтических произведениях создается специфическая эмоциональная атмосфера, которая позволяет авторам показать глубокие и могучие страсти, обуревающие персонажей. Как уже отмечалось, характерным признаком литературы становится интерес к неординарной личности с гипертрофированными страстями.  

Приемы психологического анализа, вошедшие в литературу в этот период, впоследствии были усвоены писателями-реалистами, которые применили их для обрисовки характеров обыкновенных людей. Кроме того именно романтики увидели неразрывную связь жизни отдельной личности с обществом, то, что в последующем определило своеобразие метода критического реализма.

10) Интерес к отдельному человеку сочетается у романтиков к стремлением к универсальному. Внимание к личному как бы уравнивает душевный мир человека («микрокосм») с всеобъемлющим миром общества и вселенной («маркокосм»). В романтическом методе социальное и психологическое выступает как философско-универсальное и символическое. 

11) Романтики уделяли в своем творчестве много внимания изображению красот природы, более того, создали нечто даже вроде ее культа. По сути, романтики развивают просветительский взгляд на природу как великое благое начало, средоточие гармонии и красоты.

При всей очевидной непохожести на просветителей, романтики с их бунтарским пафосом отрицания эстетических доктрин предшественников на деле в определенной степени сохраняют верность предшествующим традициям развития литературы. Они не отвергают просветительскую концепцию «естественного человека», противопоставляют буржуазной цивилизации и культуре жизнь на лоне природы.

12) Век романтизма ознаменовался расцветом лирических жанров, которые в наибольшей степени способствуют раскрытию внутреннего мира людей. Особое место в творчестве многих романтиков занимают лиро-эпические, философско-символические поэмы, которые отличаются четким выражением позиции авторов и накалом чувств. Структура поэмы становится все более свободной, тяготеющей к универсальному охвату проблем эпохи.

13) Интерес к прошлому приводит к тому, что сознание романтиков в поисках новых социальных, этических и эстетических опор все настойчивее обращается к национально-народным истокам, даже к языческой дохристианской старине. Требование от литературы народности и национальной самобытности становится общим местом в романтизме.

14) Романтики использовали при написании своих произведений особый стиль. Они стремились к яркости, красочности и необычности описаний, к эмоциональному воздействию на читателей. Поэтому произведения отличаются особой метафоричностью языка, обилием символов, эпитетов и сравнений.

Многие русские поэты первой половины XIX столетия отдали дань романтизму (В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.Ю.Лермонтов и др.). Их творчество в значительной мере отличается друг от друга, поэтому вопрос о сущности романтизма остается спорным. Предпринималось немало попыток найти какой-то один признак, определяющий природу этого литературного направления. Одни исследователи таким признаком считали уход от действительности в мечту, другие – индивидуализм, третьи – субъективность и т.п. Ни одна из подобных попыток не увенчалась успехом. Объясняется это исключительной сложностью романтизма, который не может быть сведен к какому-то одному признаку, а требует установления их системы, охватывающей идейный и образный мир произведений, его эстетику и литературную программу.

В связи с наличием существенных различий в творчестве различных писателей в романтизме как литературном направлении принято выделять ряд течений. Единой точки зрения на то, какие обозначения следует дать этим течениям, до настоящего времени не существует. В частности, М. Горький предлагал использовать термины «активный» и «пассивный», «индивидуалистический» и «социальный» романтизм. Кроме этого используются термины «гражданский» и «психологический»; «героический» и «элегический»; «революционный» и «реакционный»; «прогрессивный» и «консервативный».

Становление романтизма приходится на первые десятилетия XIX века. 1820-е годы становятся кульминацией романтического движения в европейских странах и в России, периодом максимального осознания романтиками своего единства. Но едва победа романтизма становится очевидной, как единство его приверженцев заметно ослабевает. В недрах романтизма зарождается новое литературное направление – критический реализм.

Формирование критического реализма происходит в странах Европы и в России практически в одно и то же время – в 20 – 40-е годы XIX века. В литературах мира он становится ведущим направлением.

Стендаль, Бальзак и Мериме во французской литературе, Диккенс и Теккерей – в английской, Пушкин, Лермонтов и Гоголь – в русской, Гейне – в немецкой были его наиболее ранними представителями. Объединяя в один ряд имена писателей разных стран, ученые исходят как из представлений о специфике национального развития литератур, так и из признания их общности.

Социальные предпосылки развития русского реализма следует искать в той обстановке, которая сложилась в России в 20-е годы.

Исторические условия, сложившиеся после разгрома декабристского движения, выдвинули перед литературой новые задачи. Нужно было глубже всмотреться в пороки и противоречия общественно-политической системы, раскрыть  сущность тех социальных сил, на которых она держалась. Возникла потребность в создании типических образов представителей различных классов самодержавно-крепостнической России. 

Как литературное направление реализм начинает формироваться во Франции, там же появляется слово, которое служит для его обозначения. Слово «реализм» происходит от позднелатинского realis – вещественный, действительный. В отечественном литературоведении за реализмом закрепилось определение «критический». Оно было воспринято учеными от М. Горького, употребившего его, чтобы подчеркнуть обличительную направленность большинства произведений мировой реалистической классики. В этом смысле термин вполне отвечает своему значению, поскольку реалисты в первую очередь стремятся показать несоответствие существующего общественного строя нормам человечности, критически анализируют и осмысливают всю систему общественных отношений.

Необходимо попутно отметить, что термин «критический реализм» нельзя понимать буквально, так как реализм XIX века вовсе не был лишен утверждающего начала.  

Наряду с определением «критический» для характеристики реализма XIX века иногда используется слово «классический» (то есть «образцовый»). Оно призвано подчеркнуть, что реализм XIX века является одним из высших достижений реалистического искусства как такового.

Критический реализм, также как и романтизм, предполагает в своей основе целостное мировоззрение, определенное отношение писателей к действительности.

«Классический реализм XIX века представляет литературное направление, возникшее после французской революции и условиях зрелого развития европейского буржуазного общества, сделавшего возможным правдивое критическое изображение современной общественной жизни в социально типических лицах и обстоятельствах», – отмечал известный литературовед В.М. Жирмунский.

1) Реализм отличается прежде всего правдивым изображением существующего строя. «Реализмом именуется правдивое, неприкрашенное изображение людей и условий их жизни», – писал М. Горький в статье «О литературе». Представители критического реализма, давая правдивое изображение жизни, неизбежно превращали его в критику действительности. Если художник слова отказывался от критики существующего строя, он переставал быть реалистом.

2) В сравнении с романтизмом критический реализм значительно расширил сферу искусства. В частности, возникла необходимость реабилитировать с эстетической точки зрения весь тот жизненный материал, который теоретиками романтизма считался непригодным для поэтического воплощения.

В творчестве реалистов находит отражение не только идеальная, духовная, но и вся конкретная деятельность людей (их служебные, семейные, общественные дела и т.п.). В связи с этим в литературу мощным потоком хлынула «проза жизни».  В обильном введении в литературу повседневной жизни – одно из существенных отличий реализма от романтизма.

Современность вошла в творчество реалистов во всей своей неприглядной сущности – с городскими трущобами, нищими деревнями, с бесправием «маленького человека» и беззаконием власть имущих. Полемизируя с теми, кто требовал изображать только прекрасное, Белинский В.Г. писал: «Мы требует не идеала жизни, но самой жизни, как она есть. Дурна ли, хороша ли, но мы не хотим ее украшать, ибо думаем, что в поэтическом представлении она все равно прекрасна в том и другом случае, и потому именно, что истинна, и что где истина, там и поэзия».

3) В повествовательных и даже лирических жанрах главное место заняли заурядные личности, которые пришли на смену необыкновенным романтическим героям. Романтических мечтателей и бунтарей вытеснил реальный человек. Для того, чтобы искусство отрешилось от романтической выспренности «нужно было, – отмечал Белинский В.Г. – обратить все внимание на толпу, на массу, изображать людей обыкновенных, а не приятные только исключения из общего правила, которые всегда соблазняют поэтов на идеализирование и носят на себе чужой отпечаток».

4) Просветительский реализм рассматривал противоречия жизни в идеологическом преломлении. Романтизм, даже в лице лучших своих представителей, не занимался анализом действительности. Романтики творили суд над прошедшей и современной историей человечества в форме непосредственного осуждения ее пороков, они лишь называли недуги своего века, но не исследовали причины их вызывающие. Критические реалисты стремятся дойти до истоков возникновения социального зла. В своей аналитической работе они, опираясь на конкретные жизненные наблюдения, создают картины, являющиеся обвинительным приговором существующему строю. 

Характерной особенностью писателей-реалистов является также историзм мышления, то есть стремление понять объективное движение истории. Через переплетение конкретных человеческих судеб писатель-реалист пытались раскрыть закономерности жизни общества.

5) Примечательной чертой критического реализма является стремление писателей к объективности. Для реалистов характерно признание ценности действительности и огромный интерес к ней, сознательное стремление к глубокому исследованию окружающего мира. Глубокий аналитический подход к действительности, сближающий писателей с передовыми учеными своего времени – прежде всего с историками, придавали высокую художественную правдивость их произведениям. 

6) Реалисты в отличие от романтиков не стремились к непосредственному воплощению своей мечты. Прекрасное для них – не предмет, а цель искусства. В своих произведениях они показывали несоответствие реальной действительности жизни желаемой. Порывы в грядущее характерны в той или иной степени для всех писателей критического реализма, которые являются не только регистраторами социальных пороков, но и пропагандистами высоких идеалов.

7) Ориентация на действительность дает себя знать и в принципе построения художественной формы (в частности – сюжетов произведений). Реалистам чужды условно-романтические ситуации и нарочитое нагромождение роковых случайностей. Развитие действия в их текстах отличается трезвой логичностью и глубоким историзмом в изображении объективных условий, связанных с судьбами тех или иных героев.

8) В литературе критического реализма язык – не только средство повествования, но и средство раскрытия характеров героев. Так как для произведений нередко характерен очень широкий социальный охват, язык оказывается необычайно богатым и разнообразным. Обогащаясь за счет привлечения различных стилевых элементов языка, реалистические произведения вводили в обиход огромное количество нового лексического материала, способствовали обогащению литературного языка в целом.

9) Критический реализм проявил себя в различных литературных жанрах, но более всего способствовал распространению повествовательной литературы. Если в романтическую эпоху ведущую роль играла лирика, то в годы формирования реализма стихи стали постепенно вытесняться прозой. Основным жанром в творчестве писателей реалистов становится роман, который позволяет дать широкий охват действительности, запечатлеть множество социальных типов и одновременно сделать важные исторические и философские обобщения. Реалистический роман в его различных разновидностях – семейный, бытовой, социальный, психологический, исторический и др.– тяготеет к синтезу жанров. 

Следует сказать, что важные типологические черты реализма были в свое время охарактеризованы Ф. Энгельсом в письме к английской писательнице Маргарет Гаркнесс, посвященном ее роману «Городская девушка»: «На мой взгляд, реализм предполагает помимо правдивости деталей, правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах». Под типизацией в данном случае понимается умение дать в образе то, что с наибольшей силой и полнотой выражает сущность данного явления или характера. Типизация предполагает изображение не только определенных характеров, но и тех условий, которые их порождают, требует, чтобы обстоятельства не были случайными, чтобы они содержали существенные социально-исторические черты, и духовные качества людей, которых изображает художник слова, вытекали из этих условий и были мотивированы ими.

Ученые с полным основанием выделяют типизацию в произведениях писателей-реалистов как одну из наиболее характерных особенностей их творчества. В реалистических текстах тип является одновременно обобщенным образом, то есть обладает чертами, присущим многим людям, и неповторимым индивидуумом – личностью, для которой художник слова придумал биографию, внешность, сложный внутренний мир.  Именно в «типичном характере», показанном в поступках и изменениях, обусловленном конкретно-историческими фактами, раскрывается сущность социальных и бытовых условий жизни общества на определенном этапе его развития.   

В богатом арсенале средств реалистической типизации не последнее место занимает психологизм, то есть раскрытие внутреннего состояния людей. Реалистами изображается сложный мир эмоций, присущих «типичному характеру», выражающих его индивидуальность. Романтики за редким исключением изображали статичные характеры, становление которых происходило «за пределами текста». Завоеванием реалистов является показ характеров героев в процессе их становления и развития. При этом, как уже отмечалось, характерные типические и индивидуальные особенности людей мотивированы историческими условиями, в которых сложились эти характеры.

Отмечая характерные особенности героев реалистических произведений, нельзя не указать на еще одну важную черту. Романтизм отличало стремление писателей «войти» в своих героев, в определенной степени перевоплотиться в них. Автор и герой нередко сливались, персонажи наделялись писателями собственными мыслями и переживаниями. В реалистических произведениям между писателем и созданными им образами людей обычно существует резкая грань. Персонажи подчиняются собственной логике поведения, поступки и мысли героев мотивируются их характерами и теми обстоятельствами, в которых они оказываются.

Произведения, способствующие утверждению реализма в русской литературе, стали появляются в 1830-е годы. Начало было положено пушкинскими «Повестями Белкина», изданными в 1831 году. Полемически направленные против традиций сентиментальной и романтической прозы, эти повести были последовательным и сознательным утверждением художественных принципов реализма. В дальнейшем реализм обогащается в повестях и драматургии Гоголя той «социальностью», которая становится характерной чертой «натуральной школы». Во второй половине столетия реалистические традиции развивает в своем творчестве И.С.Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой , А.П.Чехов и др.

 


Конечно, для полного рассмотрения вопроса 'Литературный процесс первой половины XIX века. Романтизм и реализм как литературные направления. ', приведенной информации не достаточно, однако чтобы понять основы, её должно хватить. Если вы изучаете эту тему, с целью выполнения задания заданного преподавателем, вы можете обратится за консультацией в нашу компанию. В нашей команде работает большой состав специалистов, которые разбираются в изучаемом вами вопросе на экспертном уровне.

Хм, так же просматривали

Заказ

ФОРМА ЗАКАЗА

Бесплатная консультация

Наша компания занимается написанием студенческих работ. Мы выполняем: дипломные, курсовые, контрольные, задачи, рефераты, диссертации, отчеты по практике, решаем тесты и задачи, и многие другие виды заданий. Чтобы узнать стоимость, а так же условия выполнения работы заполните заявку на этой странице. Как только менеджер увидит ваше сообщение, он сразу же свяжется с вами.

Этапность

СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛИЕНТА

Получить работу можно всего за 4 шага

01
Оставляете запрос

Оформляете заказ работы, заполняя форму на сайте.

02
Узнаете стоимость

Менеджер оценивает сложность. Узнаете точную цену.

03
Работа пишется

Оплачиваете и автор приступает к выполнению задания.

04
Забираете заказ

Получаете работу в электронном виде на вашу почту.

Услуги

НАШ СЕРВИС

Что мы еще делаем?

icon
Эссе

от 480 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Семестровые работы

от 1480 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Творческие работы

от 180 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Отчеты по практике

от 780 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Решение тестов

от 320 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Работы для духовной семинарии

от 980 рублей

ПОДРОБНЕЕ