Библиотеки. Библиотеки по назначению, характеру выполняемой работы, составу книжных фондов подразделяются на массовые (публич­ные)


При самостоятельном желании понять тему " Библиотеки. Библиотеки по назначению, характеру выполняемой работы, составу книжных фондов подразделяются на массовые (публич­ные) " вам поможет наш ресурс. Для вас наши специалисты подготовили материал, изучив который вы будете разбираться в ней уровне профессионала. А если у вас останутся вопросы, то задать их вы сможете прямо на сайте написав в чат онлайн-консультанта.

оформить заявку

Слишком сложно? Тогда запросите консультацию специалиста!

Наша компания занимается тем, что помогает студентам выполнять различные учебные работы на заказ. Вы можете ознакомиться с перечнем выполняемых работ, а так же с их стоимостью на странице с ценами.

ознакомиться с условиями

Краткое пояснение: Библиотеки. Библиотеки по назначению, характеру выполняемой работы, составу книжных фондов подразделяются на массовые (публич­ные)

Библиотеки по назначению, характеру выполняемой работы, составу книжных фондов подразделяются на массовые (публич­ные), учебные, научно-технические и специальные. Основное ме­сто в системе библиотечного обслуживания населения занимают массовые библиотеки.

К массовым библиотекам государственного подчинения отно­сятся: государственные публичные библиотеки, областные и крае­вые массовые, юношеские и детские библиотеки, сельские и при-


раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

клубные библиотеки, обслуживающие население по территори­альному признаку.

Учебные библиотеки обслуживают студентов, преподавате­лей, учащихся высших и средних специальных учебных заведе­ний, общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, коммерческих учебных центров,

Научно-технические, специализированные библиотеки рас­считаны на обслуживание более узкого круга специалистов - ра­ботников производственной сферы, сотрудников научно-исследо­вательских и проектных институтов, других научных организаций, редакций и издательств, театров, музыкальных, спортивных и дру­гих специальных учреждений.

Парки

Парки относятся к такому типу социально-культурных инсти­тутов, главными функциями которых являются рекреация, органи­зация массового отдыха и развлечений, проведение информаци­онно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.

По функциональному назначению различают парки массовые и детские, историко-мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природные парки-заповедники, ботанические парки и зоопарки, спортивные парки, аква- и гидропарки, парки-выставки, зоны от­дыха. Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых меро­приятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные па­вильоны, зону аттракционов, детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку, закрытые сооруже­ния (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни, танце­вальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной массивы, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения,

В процессе социально-культурного проектирования прини­маются во внимание многие характерные, присущие именно парку специфические особенности, в первую очередь рельеф, наличие зеленых массивов, водоемов, место расположения, оцениваемые с позиций наиболее эффективного отдыха, оздоровления человека.





Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Музеи

К социально-культурным институтам музейного типа отно­сятся научно-просветительские учреждения, занимающиеся сбо­ром, комплектованием, хранением, изучением и популяризацией документов и памятников истории, материальной и духовной культуры. Музеям присуще единство исследовательских и просве­тительных функций.




Музейная сеть включает социально-культурные институты музейного типа. Одни из них находятся в ведении государства и ведомств, открываются непосредственно на предприятиях, в учре­ждениях и учебных заведениях либо создаются на общественных, кооперативных началах: музеи исторические, естественно-науч­ные, научно-технические и отраслевые, мемориальные, художест­венные, прикладного искусства, литературные, краеведческие, де­ревянного зодчества и музейные комплексы под открытым небом. К краеведческим музеям близки памятники природы, старины и культуры, в первую очередь историко-культурные, художествен­ные памятники историко-бытового характера, архитектурные, ар­хитектурно-ландшафтные, военные, а также мемориальные музей­ные учреждения: музеи-усадьбы, дома-музеи и музеи-квартиры и др. Большую группу составляют многочисленные частные и обще­ственные музейные коллекции.

В социально-культурной сфере все прочнее утверждаются та­кие характерные тенденции, как взаимозависимость и взаимодо­полняемость, а в ряде случаев и перераспределение функций и объемов социально-культурных услуг между различными инсти­тутами досуга; концентрация материальных и кадровых ресурсов (создание центров развлечений, творчества, социально-культур­ных центров и комплексов), специализация некоторых социально-культурных институтов, расширение сети специализированных кинотеатров, видеосалонов, библиотек, парков и др,



Объективные условия, и в первую очередь современные ры­ночные отношения, так или иначе требуют нарушить неприкосно­венность границ, разделяющих отдельные досуговые «ниши», ме­тодику и сферы влияния деятельности клубов, библиотек, киноте­атров, музеев, парков и других досуговых центров.

Как свидетельствует опыт, в кинотеатрах и киноконцертных залах как дополнение к киносеансам осуществляется и прокатно-


раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

зрелищная, по существу «клубная», деятельность: шоу-про­граммы, игровые конкурсные программы, концерты, гастроли профессиональных коллективов, демонстрации одежды и т.д. За :чет этого клубы имеют возможность более интенсивно заняться любительской деятельностью, уделить больше внимания работе студий, объединений по интересам и других самодеятельных кол­лективов.

Библиотеки все чаще выполняют такие функции, которые до :их пор были свойственны в основном клубам. Библиотеки не­плохо справляются с ролью информационного центра, заменяют клуб в передаче научно-технической, эстетической, педагогиче­ской информации на целевую аудиторию, в справочно-информа­ционной работе. На базе городских и сельских библиотек нередко объединяются коллекционеры, любители музыки, живописи

Региональная социально-культурная политика подразумевает гибкую, маневренную, экономически обоснованную тактику ис­пользования средств и возможностей разнотипных моно- и поли­функциональных, многопрофильных по содержанию своей работы концертно-зрелищных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и других аналогичных центров и комплексов досуга и творчества открытого типа.

Содержательная наполненность их деятельности обеспечива­ется не только за счет широкого ассортимента предоставляемых здесь культурных продуктов и услуг, но и благодаря грамотному регулированию процесса перераспределения функций между их внутренними отделами и подразделениями. Подобная взаимозаме­няемость видов обслуживания в структуре социально-культурных центров позволяет рациональнее, экономичнее использовать их преимущества, кадровые ресурсы и материальную базу

В реализации государственного (муниципального), социаль­ного заказа участвует множество социально-культурных центров и комплексов, которые различаются своим целевым назначением:

а) по основному профилю деятельности - полифункциональ­ные (многопрофильные) и монофункциональные (специализиро­ванные) в следующих видах досуговых занятий: социально-гума­нитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; на­учно -технически е;

325


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

б) по социальной ориентации - дошкольные, детские, подро­стковые, молодежные, студенческие, для детей и взрослых-инва­лидов, лиц пожилого возраста, центры артистической молодежи и т.д.

Реально действующей, динамичной, развивающейся структу­рой, общественно управляемым институтом являются современ­ные межведомственные социально-культурные комплексы (СКК) и центры открытого типа. Такие центры создаются и функциони­руют в разнотипных микрорайонах городов-гигантов, средних и малых городов, в научных и военных городках, рабочих поселках, сельских поселениях. Они предназначены для проведения воспи­тательной работы в сфере досуга с населением в семейно-бытовой микросреде и ее окружении, организации любительских объеди­нений и клубов по интересам, развития различных видов соци­ально-культурной деятельности в сфере досуга, социально-гума­нитарного, технического, художественного, прикладного творче­ства, группового общения и отдыха жителей социума.

В самой идее социально-культурных комплексов и центров открытого типа приоритеты безоговорочно отданы демократизму, общественному самоуправлению, самодеятельности и инициативе населения. Здесь максимально используются большие потенци­альные возможности социальных институтов - семьи, жилой сре­ды, трудового или учебного коллектива, различных общественных организаций и т.д.

Культурно-досуговые центры в условиях политического плю­рализма способны стать своеобразными плацдармами, на которых будут разворачивать свои силы различные политические форми­рования, борющиеся друг с другом за влияние на массы. Речь идет о весьма широкой общественно-политической работе с использо­ванием демократических средств в рамках действующих законов. Такая работа осуществляется в форме открытого политического диалога. Устанавливается со всеми движениями, партиями, сою­зами и ассоциациями. Организуя эту работу, культурно-досуговые центры придают более четкую направленность общественным инициативам.

В новых условиях общественные центры, комплексы и другие социокультурные институты становятся носителями и активными проводниками идей политического консенсуса. Методике харак-


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

терных для организации досуга, бесед, обсуждений, дискуссий диспугов присуще использование их как эффективной формы со­временного поиска истины. Здесь обеспечивается атмосфера бе­режного отношения к каждому мнению, к каждой идее, сопостав­ления различных точек зрения и подходов, откровенного и дело­вого обмена.

Действительно, комплексы и центры выступают как место оп­ределенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, место, где человек приобретает навыки са­мореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. Во многих поселках, малых и крупных городах одни социально-культурные центры и комплексы становятся привыч­ной, «своей» площадкой или территорией для относительно по­стоянного состава населения (детей, подростков, молодежи, от­дельных семей, пенсионеров, женщин-домохозяек и т. д.), другие центры и комплексы, наоборот, рассчитаны на подвижный кон­тингент посетителей, которые приходят сюда, имея возможность свободно осуществляемого выбора.

На практике деятельность комплексов и центров досуга от­нюдь не выделяется в обособленное, автономное направление. Она предстает как органичная составная часть единого процесса соци­альной воспитательной деятельности с ее внутренними и внеш­ними связями.

Весьма ощутимая вариантность в содержании и направленно­сти социальных заказов обусловлена региональными, экономиче­скими и социально-демографическими особенностями. На прак­тике она совершенно естественно приводит к возникновению большого числа типологических разновидностей современного социально-культурного центра или комплекса

Среди них мы встречаем: многопрофильные городские и по­селковые государственно-общественные центры клубного типа, например, клубный центр на базе социально-производственного педагогического комплекса; инвариантные модели межведомст­венного культурно-воспитательного центра общегородского или поселкового типа, организующего деятельность в тесном взаимо­действии с муниципальными органами, общественными организа­циями, предприятиями, коллективами учебных заведений, подро­стковыми неформальными и любительскими объединениями; мо-


Т.Г. Киселева, Ю.Д, Красильников. Социально-культурная деятельность

дели современного одно- или многопрофильного подросткового клуба, центра, объединения на межведомственной основе, рассчи­танного на полноценное использование свободного времени школьников, учащихся профтехучилищ, семей в микрорайоне; се­мейные, разновозрастные клубы-кооперативы, клубы-мастерские и малые предприятия, реализующие идею совместного труда и досуга детей и взрослых, единства культурно-досуговой и общест­венно-трудовой деятельности; клубные центры и студии раннего эстетического воспитания детей, функционирующие в системе эс­тетического воспитания; центры и клубы технического творчества детей и подростков на территории города или микрорайона, вклю­чающие в себя мастерские для создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испытательные стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации выполненных конструкций. Отдельную сеть составляют микрорайонные дошкольные центры и комплексы развивающего типа. С участием педагогов, родите-: лей, школы, клуба, предприятия, общественных организаций они осуществляют развивающие программы по направлениям, способ­ствующие духовному, физическому формированию ребенка.

Таким образом, каждый комплекс или центр - это своеобраз­ная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательной, оздоровительной) деятельности де­тей, подростков и взрослых. В принципе возможности такой дея­тельности существуют в любом, даже «мини» варианте социально-культурного досугового центра: дискотеке, видеосалоне, театре фольклора или театре моды, семейном клубе, игротеке и т. д.

Разнообразие реально существующих на практике и в проек­тах социально-культурных центров и комплексов обусловлено многими причинами. Их вариантность, по существу, объясняется естественной реакцией общества на возникающие разрывы и неос­военные «белые пятна» в социально-культурной сфере, многооб­разие потребностей и интересов населения.

Вместе с тем большинство государственно-общественных, ве­домственных и межведомственных, коммерческих и некоммерче­ских досуговых центров характеризуется рядом общих исходных функциональных особенностей. Они берутся за основу еще в про­цессе проектирования центров и зон досуга. Знание их необхо­димо для каждого социального работника, социального педагога,


раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

социолога, культуролога, экономиста социально-культурной сфе­ры, которые в одинаковой мере ответственны как за разработку проектов, так и за их реализацию.

Основу создания региональных комплексов и центров досуго­вого типа составляет пересечение трех главных параметров - соб­ственно культурного, отражающего культурную ситуацию в ре­гионе; социального, характеризующего состояние и тенденции развития социальной сферы; чисто территориального (селенче-ского). представляющего экономико-географические, этнические и другие особенности данного региона. Практически каждый из па­раметров уже сам по себе служит основанием для поисков наибо­лее предпочтительной структуры социально-культурного ком­плекса и центра, приоритетных направлений его деятельности.

Ярко выраженная социальная открытость досуговых центров находит отражение в создании зон и секторов свободного обще­ния, любительства, мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижения детей, подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности. Поиск нестандартных подходов и решений связан с тем, что досуговыс занятия современного социума в силу дифференциации интересов и запросов населения уже не вписываются в жесткие рамки тради­ционных форм.

Студии и кружки любительства и мастерства, где каждому жителю социума гарантируется свободный выбор занятий, могут претендовать и на статус авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков. Возникающая на этой основе досуговая общность получаст возможность для творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономе­рен вывод о том, что авторские школы, которые раньше связыва­лись главным образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы,

Несмотря на различия в содержании и подходах, разнопро­фильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой - своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На основе изучения окружающей среды они способствуют социализации детей через укрепление и


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых цен­тров как посредников между социальной средой и микромиром личности.

Центры внедряют в практику работы в социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговои направленностью и механизмами общения: «семья - дети», «семья - семья», «дети -дети» и «дети - подростки - взрослые». Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестива­лей: Дни матери, Дни отца, Дни бабушек и дедушек, игровые се­мейные конкурсы - состязания «Спортивная семья», «Музыкаль­ная семья», «семья-эрудит» и др., конкурсы семейных, родитель­ских газет, яр марки-распродажи семейных поделок, читательские конференции типа «круг семейного чтения» и т. д. На базе центров функционируют самые различные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этногра­фических экспедиций, семейных мастерских прикладного творче­ства.

Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы обще­ния и клубы семейного воспитания и т. д. В этой деятельности де­ти, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, об­ретают возможности для осуществления творческих замыслов.


Конечно, для полного рассмотрения вопроса 'Библиотеки. Библиотеки по назначению, характеру выполняемой работы, составу книжных фондов подразделяются на массовые (публич­ные)', приведенной информации не достаточно, однако чтобы понять основы, её должно хватить. Если вы изучаете эту тему, с целью выполнения задания заданного преподавателем, вы можете обратится за консультацией в нашу компанию. В нашей команде работает большой состав специалистов, которые разбираются в изучаемом вами вопросе на экспертном уровне.

Хм, так же просматривали

Заказ

ФОРМА ЗАКАЗА

Бесплатная консультация

Наша компания занимается написанием студенческих работ. Мы выполняем: дипломные, курсовые, контрольные, задачи, рефераты, диссертации, отчеты по практике, решаем тесты и задачи, и многие другие виды заданий. Чтобы узнать стоимость, а так же условия выполнения работы заполните заявку на этой странице. Как только менеджер увидит ваше сообщение, он сразу же свяжется с вами.

Этапность

СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛИЕНТА

Получить работу можно всего за 4 шага

01
Оставляете запрос

Оформляете заказ работы, заполняя форму на сайте.

02
Узнаете стоимость

Менеджер оценивает сложность. Узнаете точную цену.

03
Работа пишется

Оплачиваете и автор приступает к выполнению задания.

04
Забираете заказ

Получаете работу в электронном виде на вашу почту.

Услуги

НАШ СЕРВИС

Что мы еще делаем?

icon
Контрольные работы

от 580 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Аттестационные работы

от 1780 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Проектные работы

от 3300 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Чертежи

от 280 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Дневник по практике

от 580 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Бизнес-консультации

от 980 рублей

ПОДРОБНЕЕ