Философия как вид мировоззрения.


При самостоятельном желании понять тему " Философия как вид мировоззрения. " вам поможет наш ресурс. Для вас наши специалисты подготовили материал, изучив который вы будете разбираться в ней уровне профессионала. А если у вас останутся вопросы, то задать их вы сможете прямо на сайте написав в чат онлайн-консультанта.

оформить заявку

Слишком сложно? Тогда запросите консультацию специалиста!

Наша компания занимается тем, что помогает студентам выполнять различные учебные работы на заказ. Вы можете ознакомиться с перечнем выполняемых работ, а так же с их стоимостью на странице с ценами.

ознакомиться с условиями

Краткое пояснение: Философия как вид мировоззрения.

Философия в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Философия - важная составная часть духовной культуры общества на том или ином этапе его исторического развития. Философия исследует основания культуры. Фундамент культуры предполагает ценности, знания, но оценку и анализ им дает именно философия. В центре рассмотрения философии лежат смысложизненные ценности.

Мировоззрение -система принципов, взглядов, идеалов и убеждений, определяющих: отношение к действительности, целостное понимание мира, смысложизненные позиции, программу деятельности человека. Мировоззрение имеет сложную структуру, в которой необходимо выделить:

1) познавательную систему - совокупность обобщенных знаний о действительности (обыденных, научных). Данная система представляет собой универсальную картину мира, в которой систематическим образом обобщаются результаты познания, характерные для той или иной эпохи в развитии цивилизации. Эта система характеризуется как «миропонимание» - как система точных знаний о мире.

2) ценностно-нормативная система - включает идеалы, убеждения, верования. Человек должен знать не только то, что представляет собой действительность, знать как построить жизнь в этом мире, как определить свои отношения с ним. Отношение к себе и к миру, человек выстраивать в виде ценностной иерархии, вырабатывает религиозные, моральные, правовые, трудовые нормы, способствующие адекватному сближению поведения человека со шкалой ценностей.

3) эмоционально – волевая система - вырабатывает психологическую установку, схему деятельности. Она определяется такими понятиями как «мироощущение» и «мировосприятие». Мировосприятие отражает непосредственный контакт человека с миром, содержит многообразие проявлений чувств. Мировосприятие отражает ситуация в целостном виде, обеспечивает чувственную ориентацию человека в мире.

4) практическая система мировоззрения - готовность человека к конкретному и определенному типу поведения.

Указанные системы, характеризующие понятие мировоззрения с содержательной точки зрения представляют собой совокупность представлений о действительности, убеждений, идеалов, обуславливающих практическое и теоретическое отношение человека к окружающего его миру, способ восприятия мира, осмысление окружающей действительности, а так же осмысление самого себя как конкретно-исторического субъекта познания и деятельности.

 
 

1.2. Становление философии.

 

Философия является рациональным теоретическим мировоззрением. Она выделяется из некого культурно-исторического целого в качестве самостоятельной части. Под влиянием чего это произошло?




В основании цивилизационного процесса заключена рационально-логическая компонента. Ее содержанием следует считать, ориентированные на практику предметные связи, включающие наглядные феномены, практические действия, особенности поведения. Первоначально как одно, так и другое существовали в качестве целого. Исторически и этнографические сведения показывают наличие синкретического сознания, в котором миф непосредственно связан с объективным знанием, знанием об окружающей реальности. Мифологическая компонента первобытного сознания выражалась в художественной переработке природного мира, с безусловным толкованием образов дает начало одушевлению (анимизм), оживотворению (гилозоизм), уподоблению природных отношений человеческим (антропоморфизм) и общественным (родовой социоморфизм) отношениям.

Однако перечисленные особенности первобытного сознания не покрывают всего многообразия форм взаимодействия с окружающим миром. Уже на ранних этапах первобытной истории усиливается функция эмпирического опыта, которая дает человеку достоверные наглядные и наглядно-образные обобщения. Возникает некая рационализация предметно-практических связей, формируется абстрактное мышление. Таким образом необходимо зафиксировать двусоставность архаического (первобытного) интеллекта, которая представляла собой отношение как образно-символического так и рационального компонентов.

Предпосылкой философии является нерасчленный мифо-поэтический комплекс, представляющий собой совокупность чувств и образов, ассоциаций и понятий. Характерная черта этого комплекса - синкретичность. Это - смешение, слияние разнородных частей и элементов (эмоциональных, рациональных, практически, духовных) в первобытном сознании. Синкретичность олицетворяла принадлежность к мифо-поэтическому комплексу. Так, искусство аэдов (ок. 700 г. до н.э.) представляла собой эпическую систему состоящую из двух подсистем: 1) эмоционально-образная, ассоциативная; 2) понятийно-рассудочная. В первом случае фиксировались практически-духовные – мифология, искусство, религия), во втором - рационально-теоретические способы освоения мира.



Мифология - система преданий, легенд, с помощью воображения объясняющая происхождение и протекание природных и социальных процессов. В мифологии выделяется следующие компоненты мифа:

- когнитивный - познавательный: происхождение мира, описание первопричины вещей, богов и людей;

- нормативно-императивная - принципы жизнедеятельности: установки, нормы, регулятивы;

- практическая - социальное взаимодействие, межиндивидное взаимодействие.

Религия- мировоззрение и мироощущение, соответствующее поведение, опирающиеся на уверенность в существование высших, сверхъестественных сил, сакрального («священного») начала порождающее мир и человека в нем.

Содержание понятия религии включает: 1) мифологическое миропонимание; 2) фетишизм (обожествление явлений природы); 3) ритуалы (стереотипные последовательности действий, содержащие специфические жесты с целью воздействия на сверхъестественные силы).

Идейное основание религии является двойственным. С одной стороны, это объективация человеком продуктов своей духовной деятельности. С другой - стереотипизация, традиционализация устоев, норм, образцов деятельности, придающая им транссубъективный (сверхличностный) характер, связывающая их порождение с тем или иным священным авторитетом. В познавательном плане, религия представляла собой создание мистико-символического образа мироздания с двойственностью миров, лежащих в его основе. Трансформации сакрального в естественные отношения вытеснялись более зрелыми обобщенными понятиями освященного универсума.

Формирование в системе представлений о мире элементов теоретического мировоззрения заключается в кристаллизации рационального миропонимания. В содержательном отношении данный процесс проходил как подготовленный на уровне практических связей переход от мифа к логосу. Решающие условия этого перехода следующие: 1) постепенное вытеснение синкретичности и антропоморфичности мифа («оборотнической логики» мифа). У человека - носителя мифологического сознания все сливается в единое целое, в нем отсутствует граница между реальным и фантастическим, между объективным и субъективным.; 2) замена субъективного-личностного отношения к действительности объектно-предметным. Разрушение синкретического тождества природы и человека привело к формированию объектных представлений. Объект - предмет, часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом. Выделение того или иного объекта осуществляется при помощи форм познавательной и практической деятельности. Действительность представлена в сознании человека не как сакральная, а как некий вещный объект, самодостаточное и внесубъективное образование; 3) формирование естественного истолкования событий. Здесь имеется в виду изменения в процессе познания, который происходит под давлением требования апеллировать к вещественным и органическим процесса. Происходит замена всего сверхприродного на противоположные качества и свойства;

Философия -как особый тип мировоозрения, представляет синтез наиболее общих взглядов на природу, общество и человека. Философское знание возникает в результате формирования причинно-следственной типологизации явлений и процессов действительности.Антропоморфизация мифологического сознания использовало схему восприятия «причина-значение», где главный акцент делался на субъекте. Формировалось некое тождество эмоций и событий. Постепенный отход от мифологического миропонимания, способствовал поиску оснований явлений действительности не в субъекте, а в ней самой. Идея самодостаточности действительности породила вопрос об особенностях ее организованности.

Таким образом, предпосылками становления рационального мировоззрения из мифологического сознания являются:

- упразднение антропоморфической логики мифа, представляющие образно-символическое обобщение действительности. Одно событие символизировало другое событие, утверждающее многозначность и художественность

- становление способов познания, базировавшихся на рационально-логических компонентах миропонимания, порождающих элементы объектного мышления, направленные на получение знания об объективной действительности.

 

Взаимодействие образно-символического и рационально-логического миропонимания, с их постепенным разграничением и дифференциацией составили необходимые предпосылки для оформления философии. Исторически возникновение философии необходимо рассматривать в «осевое время» - рубеж UIII-II вв. до н.э., когда в разных частях мирового пространства - на Ближнем и Дальнем Востоке, в античной Греции - возникает специфическое духовное производство, формы которого существуют и в настоящее время. В «осевое время» приходит к завершению непосредственное отношение человека к действительности, человека к человеку. Формируется рефлективная (мыслительная, познавательная) стадия существования, на которой человек создает ценности и цели, мышление постепенно становится собственным объектом анализа.

 

 
 

 

 


Функции философии

 

 

Задача философского анализа относительно компонентов и комплексов культуры реализуется ею в посредством следующих эвристических функций:

1.Аналитическая функция – выявление предельных положений, составляющих условие возможности и необходимости всех видов теоретического и практического опыта;

2.Рефлективная функция: осмысление и переосмысление допущений и положений в предмет специализированного исследования. Сюда входит так же экспликация общих положений, обуславливающих уникальные и универсальные принципы, формы реализации деятельности.

3.Онтологическая функция: формирование фундаментальных гипотез существования, задание схем деятельности, схем строения действительности.

4. Гносеологическая функция: выработка и оценка характера познавательного процесса. Имеет место следующая проблема: является ли знание систематизацией субъективного опыта или фиксирует закономерности окружающего нас мира?

Методологическая функция: выработка нормативных представлений, способствующих анализу познавательной деятельности.

5. Критическая функция: анализ негативного опыта исследований, решение противоречий и парадоксов, развенчивание привычек, догм, предрассудков, стереотипов. Философия выступает в роли ценностного фильтра, задавая реальности определенные стандарты прочтения, условий понимания. Критика аспектов существующего знания подчинена серьезной задаче – формированию позитивного исследовательского поиска.

6. Интегративная функция: понятийная реконструкция и системное обобщение многообразия социальной практики и культуры. Философия соединяет в единое целое, согласует разнообразные типы отношений человека к действительности. Сюда следует отнести познавательные, ценностные, практические, социальные и личностно-экзистенциальные типы отношения человека к действительности.

7. Социальная функция: сознательное объединение людей в рамках коллективных общностей. Человек самоутверждается в многомерном пространстве, в котором кристаллизуются обобщенные параметры его деятельности.

8. Аксиологическая функция: формирование, конституирование социальных форм межличностного взаимодействия. Формирование систем деятельности, ценностно регламентирующих обмен взаимодействия индивидов. Деятельность человека опосредована социально удостоверенными стандартами, структурирующими Я-концепцию. Именно они предопределяют схемы персональной деятельности, персональной мобильности, содержание межиндивидной коммуникации и интеракции. Общество в этом случае определяется как некий ценностный фильтр, шкала предпочтений. Ценностная шкала позволяет трактовать социально разнообразие как приемлемое и рационально обоснованное.

9. Гуманистическая функция: фундаментальная задача философии сформулировать концепцию человека. Философия как теоретический концепт мира не является неким фиксированным потоком сознания. Философские положение несут в себе социальную реализацию, социальное звучание, гражданскую позицию. Любая человеческая общность, утверждает Хайдеггер, опирается на метафизику, и посредством нее вступает в сущностные отношения с действительностью и тем самым так же и к самим себе.

Необходимо выделить два уровня философии: теоретическую и прикладную. Данное различие имеет своим основанием разные виды теоретизирования, которые закрепляются в виде разных пониманий предмета. Теоретическая философия имеет своим предметом всеобщие характеристики рефлектирующего сознания, категориальный характер мышления. Прикладная же понимает предмет философии в качестве разных видов бытия: природы, общества, культуры, самого человека.

Основанием для фиксирования и воспроизводства данных различий является наличие в структуре сознания двух разнонаправленных векторов: мышления и рассудка. Разум обращен к внутренней стороне мышления, на развертывание содержания идущего изнутри. Деятельность рассудка разворачивается во «вне» сознания, рассудок взаимодействует с бытием. Деятельность разума может быть определена как когнитивное творчество, тогда как деятельность рассудка как некое моделирование окружающего мира. Данные два метода одинаково важны и каждый из них выполняет свою познавательную функцию.

Однако, очевидно, что суть философии как обобщающего, как всеобщего знания относится именно к теоретическому уровню философии.

Одним из важнейших условий теоретической философии является определение решение вопроса о том в каком смысле философия может быть теоретической формой мировоззрения, в отличии от других форм мировоззрения. Важно, что философское означает – развертывание содержания разума, а не обобщение чувственного, эмпирического или практического опыта. В античной философии термин «теория» понимался как видение разумом объективной истины, как результат умозрения, которое в отличие от чувственного познания не характеризуется наличием единичного и особенного как источника частных истин. Теоретизирование как способ философствования означает не только мыслительную, но и рефлексивную деятельность, способность мышления познавать самого себя в качестве процесса и результата мыслительной деятельности. Наконец, теоретический уровень философии включает такой тип мышления, который способен не только к понятийному абстрагированию, но способен создавать с помощью мышления идеальных объектов.

 


Конечно, для полного рассмотрения вопроса 'Философия как вид мировоззрения.', приведенной информации не достаточно, однако чтобы понять основы, её должно хватить. Если вы изучаете эту тему, с целью выполнения задания заданного преподавателем, вы можете обратится за консультацией в нашу компанию. В нашей команде работает большой состав специалистов, которые разбираются в изучаемом вами вопросе на экспертном уровне.

Хм, так же просматривали

Заказ

ФОРМА ЗАКАЗА

Бесплатная консультация

Наша компания занимается написанием студенческих работ. Мы выполняем: дипломные, курсовые, контрольные, задачи, рефераты, диссертации, отчеты по практике, решаем тесты и задачи, и многие другие виды заданий. Чтобы узнать стоимость, а так же условия выполнения работы заполните заявку на этой странице. Как только менеджер увидит ваше сообщение, он сразу же свяжется с вами.

Этапность

СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛИЕНТА

Получить работу можно всего за 4 шага

01
Оставляете запрос

Оформляете заказ работы, заполняя форму на сайте.

02
Узнаете стоимость

Менеджер оценивает сложность. Узнаете точную цену.

03
Работа пишется

Оплачиваете и автор приступает к выполнению задания.

04
Забираете заказ

Получаете работу в электронном виде на вашу почту.

Услуги

НАШ СЕРВИС

Что мы еще делаем?

icon
Рефераты

от 580 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Диссертации

от 14800 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Творческие работы

от 180 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Online помощь

от 380 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Решение тестов

от 320 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Студенческие работы

от 80 рублей

ПОДРОБНЕЕ