Слишком сложно? Тогда запросите консультацию специалиста!
Наша компания занимается тем, что помогает студентам выполнять различные учебные работы на заказ. Вы можете ознакомиться с перечнем выполняемых работ, а так же с их стоимостью на странице с ценами.
Предпосылки средневекового мировоззрения вызревают еще в недрах Римской империи вместе с тенденциями феодализации рабовладельческого строя и усилением христианства, превратившегося в IV веке в господствующую религию. Многие концепции средневековой философии и эстетики, передававшиеся из века в век, начали формироваться именно в это время. Раннехристианское искусство постепенно отошло от эстетических принципов античности, противопоставило его пластичности плоскостность, дематериализацию человеческих фигур и экспрессивность образов. Направленность раннехристианской философии на отрицание античной языческой культуры иногда перерастала в тенденцию отрицания всех форм художественной деятельности. Разумеется, само средневековое сознание, несмотря на растущее господство в нем религии, было неоднородно. В народном сознании жили остатки дохристианской мифологии и античных культов, фольклорные образы проникали даже в церковное искусство. Например, излюбленный в древнерусской и романской архитектуре, а также в прикладном искусстве, «звериный стиль», в сюжетах которого отчетливо видно его нехристианское происхождение. В церковной живописи; иконе, фреске, мозаике и в украшениях книг далеко не все может быть объяснено господствовавшей в феодальном обществе идеологией. В раннесредневековую ирландскую и английскую миниатюру проникли образы ирландских саг, кельтские языческие символы, встречающиеся даже в изображениях святых. Еще одним примером может служить и обратная перспектива в живописи, которая не находила обоснования в средневековых ученых трактатах.
Варварские короли, переходя в христианство, перенимают образ жизни римской знати. Это, в свою очередь, приводит к постепенному слиянию культуры народов, стоящих между дикостью и цивилизацией, с остатками культуры античной, чему соответствует оформление христианства в официальную идеологию феодального общества.
Западноевропейские философы, жившие в эпоху раннего средневековья, занимались в основном переложением и переводами античных мыслителей. Хотя эта работа и не была творческой, все же значение ее не так уж мало: она позволила сохранить для последующих веков античных авторов, способствовала созданию библиотек, ставших очагами культуры и базой позднейших средневековых школ и университетов. В этом плане существенны заслуги позднсримского философа и математика Боэция, человека высокой образованности, стремившегося соединить принципы античного эстетического миросозерцания с христианскими. Его теория музыки оказала влияние на всю средневековую эстетику вплоть до XV века.
В IX веке Карл Великий и его наследники начинают собирать при своих дворах ученых и философов, поручая им просветительную деятельность, которая могла развиваться в это время, конечно, в очень ограниченных масштабах. В выполнении этой работы выдающуюся роль сыграл Иоанн Скот Эриугона, выходец из Ирландии. Зная греческий язык, Эриугена переводил греческих философов на латынь, размышлял о природе красоты. Называя красоту «симфонией», он перечислял следующие принципы, без которых она невозможна: части должны составлять целое, причем оно складывается как из материальных, так и духовных компонентов; красота обладает символической природой, отражая сияние Бога, в котором проявляется ритм, мудрость, разум, вечность, любовь, покой, дающие необыкновенное наслаждение человеку. Видя в искусстве откровение, Эриугена ставил его очень высоко.
Мнение П.А. Сорокина: «Возьмем, например. культуру Запада средних исков. Ее главным принципом или главной истиной (ценностью) был Бог...
Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне». Литература также была насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер... Философия была практически идентична религии и теологии и концентрирова.лась вокруг той же основной ценности или принципе, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии. Этика и право представляли собой только дальнейшую риз работку абсолютных заповедей христианства. ...Короче говоря, интегрированная часть средневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объективной действительности и значимости:
бесконечность, сверхчувственность, сверхразумность Бога... Такая унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности, может быть названа идеациональной. Такая же в основном сходная посылка... лежала в основе интегрированной культуры Брахманской Индии, буддистской и лаоистской культур, греческой культуры с VIII по конец VI века до нашей эры...
Закат средневековой культуры заключался именно в разрушении этой идеациональной системы культуры. Он начался в конце XII века, когда появился зародыш нового — совершенно отличного — основного принципа, заключавшегося в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств, — реально и имеет смысл...
Этот медленно приобретающий вес новый принцип столкнулся с приходящим в упадок принципом идеациональный культуры, и их слияние в органичное целое создало совершенно новую культуру в XIII — XIV столетиях. Его основной посылкой было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна...Культурная система, воплощающая эту посылку, может быть названа идеалистической. Культура XIII -— XIV столетий в Западной Европе, так же как и греческая культура V — IV веков до нашей эры, были преимущественно идеалистическими, основанными на этой синтезирующей идее.
Конечно, для полного рассмотрения вопроса 'ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ', приведенной информации не достаточно, однако чтобы понять основы, её должно хватить. Если вы изучаете эту тему, с целью выполнения задания заданного преподавателем, вы можете обратится за консультацией в нашу компанию. В нашей команде работает большой состав специалистов, которые разбираются в изучаемом вами вопросе на экспертном уровне.