Виды речевой деятельности. Этапы создания и восприятия текстов


При самостоятельном желании понять тему " Виды речевой деятельности. Этапы создания и восприятия текстов " вам поможет наш ресурс. Для вас наши специалисты подготовили материал, изучив который вы будете разбираться в ней уровне профессионала. А если у вас останутся вопросы, то задать их вы сможете прямо на сайте написав в чат онлайн-консультанта.

оформить заявку

Слишком сложно? Тогда запросите консультацию специалиста!

Наша компания занимается тем, что помогает студентам выполнять различные учебные работы на заказ. Вы можете ознакомиться с перечнем выполняемых работ, а так же с их стоимостью на странице с ценами.

ознакомиться с условиями

Краткое пояснение: Виды речевой деятельности. Этапы создания и восприятия текстов

Речевая деятельность реализуется в различных формах и видах. Обычно виды речевой деятельности вычленяются в за­висимости от характера психофизиологической деятельности человека, связанной с созданием и восприятием тестов (выска­зываний).

Продуктивные виды речевой деятельности — говорение и пись­мо— предполагают создание текстов (высказываний) в устной (говорение) и письменной (письмо) форме.

Рецептивные видыречевой деятельности связаны с воспри­ятием и осмыслением устных (слушание) и письменных (чте­ние) текстов.

При этом необходимо помнить, что и при создании, и при восприятии текстов главным является смысл высказывания, его передача в процессе создания текста или его познание в про­цессе восприятия (слушания, чтения) высказывания.

Как происходит процесс создания и восприятия текстов? Ответ на этот вопрос дать очень сложно, потому что процесс этот скрыт от нашего непосредственного наблюдения. Процесс приготовления борща, обработки детали описать гораздо про­ще, так как при этом мы опираемся на материальные, осязае­мые объекты, а способ воздействия на них тоже вполне реален: механизмы и способы действия становятся понятными в ходе повторения каких-либо реально осознаваемых операций, их воспроизведения, репродукции.

Механизмы речевой деятельности «работают» в коре голов­ного мозга, и о том, как это происходит, исследователи узнают по косвенным признакам. Тем не менее, на современном этапе развития теории речевой деятельности и таких областей зна­ния, как психолингвистика, психология речи и др., получены данные о том, как — в самом общем виде — происходит про­цесс создания и восприятия текстов (высказываний).

Как и всякая деятельность, речевая деятельность осуществ­ляется поэтапно.

I. Побудительно-мотивационный этаппредполагает возник­новение мотива речевой деятельности, что связано с характе­ром общения, с особенностями речевой и коммуникативной ситуации, в которой оказался человек.

В процессе деятельности возникает ситуация, которая по­буждает человека высказать свою точку зрения, возразить по по­воду сказанного и т. п. В ряде случаев эта ситуация неизбежно влечет к речевой деятельности: иду на урок, следовательно, буду говорить; завтра экзамен, следовательно буду читать и т. п.

В других ситуациях мотив, побуждение к деятельности мо­гут быть не реализованы: высказать свою точку зрения можно, но в данном случае лучше воздержаться.

Таким образом, на этом этапе мотив речевой деятельности осознается, и, если человек решил включиться в нее, формиру­ется коммуникативное намерение участника общения, кото­рое представляет собой единство мотива (уместно ли говорить, читать, писать в данном случае) и цели (зачем говорить? зачем читать? что я буду утверждать?) речевого действия.




II. Ориентировочный этапявляется, пожалуй, одним из важ­нейших в процессе порождения (и восприятия) высказывания.

На этом этапе происходит обдумывание, планирование, выбор класса (характера) речевого поведения, формирование первоначального представления о жанре и стиле высказывания. Другими словами, человек выбирает способ решения сформу­лированной на предыдущем этапе коммуникативной задачи, способ реализации коммуникативного намерения: попро­сить? — потребовать? — убедить в необходимости чего-либо? -выклянчить?; прочитать — прочитать все внимательно — про­читать бегло — прочитать и найти ответ на определенный воп­рос — прочитать, чтобы найти ошибку у ученика — прочитать, чтобы понять, где ты ошибся, когда объяснял что-либо учени­ку и т. п.

В связи с этим возникает общий замысел будущего выска­зывания. Сначала это происходит во внутренней речи, за «ра­боту» которой отвечает правое полушарие головного мозга. Общий замысел высказывания формируется на эмоционально -чувственном уровне, что предполагает действие центростреми­тельных процессов речемыслительной деятельности, направ­ленных на удержание цельного представления о характере замысла.

Вербальная обработка высказывания носит минимальный характер, происходит приблизительный перевод эмоций, чувств, мыслей на словесный уровень.

Только после этого проявляется рациональный характер об­работки материала, накопленного во внутренней речи, начина­ют активно работать средства внешней речи (за эти процессы отвечает левое полушарие головного мозга). Происходит струк­турирование информации, представление целого в виде его час­тей, начинают действовать центробежные процессы, связанные с обработкой отдельных фрагментов будущего высказывания, подбором более точных и уместных средств языка и т. д.



При восприятии текста ориентировочный этап также име­ет большое значение. Именно на этом этапе начинаются ак­тивные поиски общей мысли высказывания, суть которой во многих случаях начинает осознаваться на эмоциональном уровне, только потом общий смысл по необходимости вербализируется в виде суждений, умозаключений, выводов и т. п.

Это происходит в процессе выделения и осознания значи­мых элементов речевого высказывания, соотнесения этих зна­чений с реальной ситуацией общения, с определенным объек­том действительности.

На этой основе происходит свертывание речевого произве­дения, в результате чего выявляется сначала «смысловой сгус­ток текстового фрагмента» (Н. И. Жинкин), а затем — замысел произведения в целом.

III. Исполнительский этапречевой деятельности завершает многомерный, многоаспектный процесс создания или воспри­ятия высказывания. Происходит озвучивание замысленного текста: кодирование его звуковыми знаками — говорение — или
кодирование письменными знаками — письмо. Другими сло­вами, мы произносим или записываем обдуманное высказыва­ние.

При восприятии текста (слушание, чтение) происходит его декодирование (дешифровка), что проявляется в умении чита­ющего или слушающего перевести воспринятый текст «на свои слова» (Н. И. Жинкин) и соотнести его смысл с реальной ситу­ацией, с действительностью. Именно понимание действитель­ности, отраженной в тексте, является основной целью смыс­ловой обработки текста, ибо «понимаем мы не речь (не текст), а действительность» (Н. И. Жинкин).

IV. На этапе контролянеобходимо ответить на вопрос: «До­стигнута ли цель, поставленная на начальной стадии речевой деятельности?» Если хотел рассмешить, то рассмеялись ли со­беседники? Если хотел объяснить, то понято ли твое объясне­ние? Если хотел понять суть какого-либо явления, описанного в учебнике, то понял ли?

В данном случае важно проанализировать как коммуника­тивные удачи (что удалось и почему), так и коммуникативные неудачи (помехи), которые привели к неадекватности пони­мания слушателями или читателями созданного автором выс­казывания или к непониманию читающего или слушающего чьего-либо сообщения.

Таким образом, речевая деятельность реализуется посред­ством сложных умственных действий, суть которых заключа­ется в том, что человек оперирует не реальными предметами, а использует особые речемыслительные модели, позволяющие осознанно управлять процессом создания и восприятия рече­вых высказываний.

Учитель, безусловно, должен знать (пусть в самом общем виде) специфику речевой деятельности, так как это поможет ему, во-первых, правильно, эффективно общаться со школьни­ками в различных учебно-речевых ситуациях, а, во-вторых, на­учить их создавать и воспринимать тексты, значимые для учеб­ной деятельности в целом.


Конечно, для полного рассмотрения вопроса 'Виды речевой деятельности. Этапы создания и восприятия текстов', приведенной информации не достаточно, однако чтобы понять основы, её должно хватить. Если вы изучаете эту тему, с целью выполнения задания заданного преподавателем, вы можете обратится за консультацией в нашу компанию. В нашей команде работает большой состав специалистов, которые разбираются в изучаемом вами вопросе на экспертном уровне.

Хм, так же просматривали

Заказ

ФОРМА ЗАКАЗА

Бесплатная консультация

Наша компания занимается написанием студенческих работ. Мы выполняем: дипломные, курсовые, контрольные, задачи, рефераты, диссертации, отчеты по практике, решаем тесты и задачи, и многие другие виды заданий. Чтобы узнать стоимость, а так же условия выполнения работы заполните заявку на этой странице. Как только менеджер увидит ваше сообщение, он сразу же свяжется с вами.

Этапность

СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛИЕНТА

Получить работу можно всего за 4 шага

01
Оставляете запрос

Оформляете заказ работы, заполняя форму на сайте.

02
Узнаете стоимость

Менеджер оценивает сложность. Узнаете точную цену.

03
Работа пишется

Оплачиваете и автор приступает к выполнению задания.

04
Забираете заказ

Получаете работу в электронном виде на вашу почту.

Услуги

НАШ СЕРВИС

Что мы еще делаем?

icon
Курсовые работы

от 1800 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Доклады

от 380 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Домашние работы

от 180 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Online помощь

от 380 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Авторефераты

от 7800 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Работы для духовной семинарии

от 980 рублей

ПОДРОБНЕЕ