ТЕМА 12. ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. (2ч).


При самостоятельном желании понять тему " ТЕМА 12. ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. (2ч). " вам поможет наш ресурс. Для вас наши специалисты подготовили материал, изучив который вы будете разбираться в ней уровне профессионала. А если у вас останутся вопросы, то задать их вы сможете прямо на сайте написав в чат онлайн-консультанта.

оформить заявку

Слишком сложно? Тогда запросите консультацию специалиста!

Наша компания занимается тем, что помогает студентам выполнять различные учебные работы на заказ. Вы можете ознакомиться с перечнем выполняемых работ, а так же с их стоимостью на странице с ценами.

ознакомиться с условиями

Краткое пояснение: ТЕМА 12. ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. (2ч).

Цель занятия: Охарактеризовать исторический путь русской философии, основные этапы ее развития. Выявить особенности русской философской мысли, раскрыть проблему западного влияния и самобытности русской философии. Рассмотреть основные направления развития русской философии в XVIII в. Проанализировать философские взгляды славянофилов и западников на соотношение общечеловеческого и национального в историческом пути России, их вклад в формирование самостоятельной русской философии.

План семинара:

1. Исторический путь русской философии и ее характерные черты.

2. Русская философская мысль в XVIII в. Возникновение светской культуры и религиозные искания.

3. Славянофилы и западники 30-40-х годов XIX в.

Основные понятия:мистика, рационализм, теоцентризм, теология, соборность, славянофильство, западничество, просвещение, исихазм, онтологизм в теории познания.

Методические указания:

Изучая первый вопрос, нужно показать, что на развитие русской философской мысли оказывает влияние специфика России как цивилизации, расположенной между Западом и Востоком, особенности ее сложного исторического пути. Особое внимание необходимо уделить значению православия, проповедовавшего идеи смирения, соборности, духовного единения людей для формирования в России философии. Следует уяснить, что становление русской философской мысли происходит в период с XI по XVII в., когда она развивалась в религиозной форме. Особым периодом в истории русской философии стал XVIII в., когда осуществляется переход от религиозного к светскому стилю мышления, она становится самостоятельной научной дисциплиной.

Классическим периодом в истории русской философии является XIX век, когда она достигает наивысшего расцвета, наблюдается большое разнообразие философских направлений и школ. Важно помнить, что переломным моментом в развитии русской мысли стала Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г. В советский период (1917-1991) философия развивалась под контролем политических институтов (государства, Коммунистической партии). Несмотря на деятельность целого ряда ярких мыслителей (М.М. Бахтин, Э.В. Ильенков, А.Ф. Лосев и др.), она не имела достаточной свободы для своего развития. Вместе с тем, некоторые направления русской философии получили развитие за рубежом.

Необходимо обратить внимание, что центральной чертой русской философии является антропоцентризм, с которым связаны и другие характерные особенности: интерес к социальным проблемам, философии истории, морально-нравственной проблематике. Следует указать, что в русской философской мысли сравнительно мало уделялось внимание теории познания, для которой характерен онтологизм (убежденность в том, что познание не является первичным и определяющим началом в чело­веке, а представляет собой функцию деятельности человека в мире). Нужно подчеркнуть, что, несмотря на значительное влияние западной философской мысли (особенно начиная с XVIII в.), русская философия остается оригинальной и самостоятельной в решении многих проблем.




Отвечая на второй вопрос, требуется показать влияние реформ Петра I, социально-политических преобразований в стране, формирования светской культуры на развитие русского Просвещения, особенности которого следует раскрыть. Необходимо охарактеризовать использование идей Просвещения учеными и общественными деятелями начала XVIII в. В.Н. Татищевым, А.Д. Кантемиром и др. для обоснования петровских преобразований; раскрыть особенности «русского вольтерьянства»; показать возникновение на основе просветительской философии оппозиционных идей в творчестве А.И. Радищева, Н.И. Новикова и др. Студенты должны раскрыть важную роль в развитии рационального, научного и философского мышления в России выдающегося ученого, поэта и общественного деятеля М.В. Ломоносова (1711-1765). Нужно охарактеризовать его взгляды на свободу научного поиска, соотношение науки и религии, показать материалистическую направленность его «корпускулярной философии». Следует обратить внимание, что традиции религиозной мысли продолжал в XVIII в. философ, поэт и педагог Г. С. Сковорода (1722-1794), развивавший в своем творчестве идеи христианского платонизма. Нужно показать единство жизни и философии мыслителя, раскрыть сущность его учения о «трех мирах» и «двух натурах», охарактеризовать его идеал «совершенного человека».



Рассматривая третий вопрос, важно уяснить, что славянофильство и запад­ничество - идейные течения 30-40-х годов XIX в. Вместе с тем, их можно понимать и как вечные категории русской культуры. Необходимо показать, что представители этих направлений стремились переосмыслить последние достижения европейской философской мысли - немецкую классическую фило­софию. Славянофилы также опирались на традиции православного богосло­вия. В центре их споров находились вопросы о сущности исторического процесса, роли в нем России, соотношении общечеловеческого и национального в ее историческом опыте.

Следует обратить внимание, что в развитии полемики славянофилов и западников большую роль сыграли философские идеи П.Я. Чаадаева (1794-1856). Характеризуя его мировоззрение, следует раскрыть содержание его критики российской цивилизации, выявить причины, в соответствии с которыми русский народ оказался «народом без идеи». Нужно также показать эволюцию взглядов мыслителя по отношению к Западу, формирование представлений о непроявленности, потенциальности русской идеи в настоящем и мессианской роли русского народа в будущем.

Наиболее яркими представителями славянофильства являются А.С. Хомяков (1804-1960), И.В. Киреевский (1806-1856), Ю.Ф. Самарин (1819-1876), К.С. Аксаков (1817-1860). Рассматривая мировоззрение славянофилов, важно понимать, что основой всего существующего в их философии является Бог, идеальное, разумное и свободное начало, познаваемое не средствами рационального познания, а с помощью мистической интуиции и религиозной веры. Следует осмыслить их взгляды на сущность исторического процесса, показать, что место и роль народов в мировом историческом движении определяется характером их духовного опыта, раскрыть значение разделения христианской церкви на католичество и православие, обусловившее цивилизационные различия России и Западной Европы.

Студенты должны показать, что социально-политический идеал славянофилов представлял собой консервативную утопию. Необходимо выявить основные положения критики славянофилами противоречий западной цивилизации и дать анализ их представлений о цивилизационных особенностях России как следствии сохранения истинной православной веры. Важно рассмотреть идеализацию ими исторического пути русского народа, крестьянской общины, представляющей собой торжество религиозного идеала соборности (союз индивидов во имя Бога и любви). Нужно помнить, что именно развитие самобытных основ культуры, а не подражание Западу, определит, согласно мнению славянофилов, успехи России в будущем и станет основой ее всемирно-исторического предназначения.

Представители западничества К.Д. Кавелин (1818-1885), Т.Н. Грановский (1813-1855), В.Г. Белинский (1811-1848), Н.В. Станкевич (1813-1840), А.И. Герцен (1812-1870) и Н.П. Огарев (1813-1877) выступили сторонниками светской культуры. Необходимо знать, что важнейшими ценностями для этих мыслителей были личность, ее свобода и высокий уровень цивилизованности общества. Наиболее полное развитие этих ценностей они видели в западноевропейской цивилизации. Следует охарактеризовать учение западников о единстве исторического процесса, причинах и путях преодоления отставания России, их критику представлений славянофилов об историческом пути русского народа, крестьянской общине.

 

Основная литература:

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – 2-е изд. – М., 2002. - С. 150-175.

2. Философия медицины. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Ю.Л. Шевченко. – М., 2004. – С. 121-130.

3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.

4. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 181-192; 196.

 

Дополнительная литература:

1. Н.А. Бердяев о русской философии: В 2-х ч. - Свердловск, 1991.

2. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. - Свердловск, 1991.

3. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии: Учебное пособие для вузов.- СПб., 1999. - С.12-31; 107-138.

4. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т.- М., 2001. - Т. 1.

5. История русской философии / Под ред. М.А. Маслина.- М., 1996.

6. История философии: Запад. Россия. Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - Т.3. - М., 1998.- С. 248-256.

7. Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991. - С.4-65; 468-476.

8. Русская философия: Словарь / Под ред. М.А. Маслина. - М., 1995.

9. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. - М., 1989.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте основные этапы формирования философской мысли в России.

2. Назовите характерные черты русской философии.

3. Какое влияние на русскую мысль оказало христианство и философс­кие идеи патристики?

4. До какого времени русская философская мысль развивается в рели­гиозной форме?

5. Какое значение для развития русской мысли имеет влияние запад­ных философских направлений? Является ли русская философия ори­гинальной и самостоятельной?

6. Какое значение имеет XVIII в. в развитии русской философской мысли?

7. Раскройте особенности русского Просвещения. Назовите его важнейших представителей.

8. Расскажите о философских взглядах П.Я. Чаадаева. Какое влияние оказали его идеи на формирование западничества и славянофильства?

9. Дайте сравнительную характеристику западничества и славянофильства 30-40-х годов XIX в. как идейных течений. Каковы общие черты их философии?

10. Сохраняют ли идеи западников и славянофилов свою актуальность в современной России?

Темы докладов и рефератов:

Русское Просвещение.

Философские идеи М.В. Ломоносова.

Религиозные искания Г.С. Сковороды.

Проблема "русской идеи" в отечественной философской мысли XIX-XXвв.

 

 


Конечно, для полного рассмотрения вопроса 'ТЕМА 12. ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. (2ч).', приведенной информации не достаточно, однако чтобы понять основы, её должно хватить. Если вы изучаете эту тему, с целью выполнения задания заданного преподавателем, вы можете обратится за консультацией в нашу компанию. В нашей команде работает большой состав специалистов, которые разбираются в изучаемом вами вопросе на экспертном уровне.

Хм, так же просматривали

Заказ

ФОРМА ЗАКАЗА

Бесплатная консультация

Наша компания занимается написанием студенческих работ. Мы выполняем: дипломные, курсовые, контрольные, задачи, рефераты, диссертации, отчеты по практике, решаем тесты и задачи, и многие другие виды заданий. Чтобы узнать стоимость, а так же условия выполнения работы заполните заявку на этой странице. Как только менеджер увидит ваше сообщение, он сразу же свяжется с вами.

Этапность

СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛИЕНТА

Получить работу можно всего за 4 шага

01
Оставляете запрос

Оформляете заказ работы, заполняя форму на сайте.

02
Узнаете стоимость

Менеджер оценивает сложность. Узнаете точную цену.

03
Работа пишется

Оплачиваете и автор приступает к выполнению задания.

04
Забираете заказ

Получаете работу в электронном виде на вашу почту.

Услуги

НАШ СЕРВИС

Что мы еще делаем?

icon
Эссе

от 480 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
РГР (расчетно-графические работы)

от 230 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Творческие работы

от 180 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Отчеты по практике

от 780 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Монографии

от 1400 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Ответы для учебы

от 180 рублей

ПОДРОБНЕЕ