ГЛОССАРИЙ. Дополнительная литература ко всем разделам


При самостоятельном желании понять тему " ГЛОССАРИЙ. Дополнительная литература ко всем разделам " вам поможет наш ресурс. Для вас наши специалисты подготовили материал, изучив который вы будете разбираться в ней уровне профессионала. А если у вас останутся вопросы, то задать их вы сможете прямо на сайте написав в чат онлайн-консультанта.

оформить заявку

Слишком сложно? Тогда запросите консультацию специалиста!

Наша компания занимается тем, что помогает студентам выполнять различные учебные работы на заказ. Вы можете ознакомиться с перечнем выполняемых работ, а так же с их стоимостью на странице с ценами.

ознакомиться с условиями

Краткое пояснение: ГЛОССАРИЙ. Дополнительная литература ко всем разделам

Дополнительная литература ко всем разделам

Обязательная литература

Общая литература

Литературного произведения

Формат доклада о жанровой природе

Методические указания студентам

Самостоятельной работе студентов в спецсеминаре отводится основная роль, ведь он посвящен обучению их основам научной работы. От каждого студента требуется создание индивидуального научного продукта: доклада, курсовой работы.

Перечень заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Индивидуальные сообщения по проблематике спецсеминара

2. Реферирование научных статей по теории литературных жанров

3. Анализ художественных текстов в жанровом аспекте

4. Составление библиографического списка литературы по теме исследования.

5. Аннотирование работ по теме исследования (по выбору студента).

6. Конспектирование теоретических и историко-литературных работ.

7. Составление плана и написание тезисов доклада.

8. Написание текста доклада.

9. Выступление с докладом на конференции молодых ученых «Ломоносов».

10. Создание на основе доклада курсовой работы.

11. Защита курсовой работы.

Критерии оценки курсовой работы:

1. соответствие выбранной теме;

2.логичность изложения;

3.элементы научных исследований;

4.стиль изложения;

5.ссылки на источники и исследования.

(не более 7 минут):

1) Хэндаут около двух страниц (в печатном и в электронном виде – на адрес krivoshapova-t@yandex.ru, либо презентация PowerPoint

2) Заголовок, указание фамилии автора.

3) Общая информация: название, рамочные компоненты и т.д.

4) Творческая история произведения.

5) Интерпретация жанровой природы текста в формальном и содержательном аспектах.

6) Для эпических и драматических текстов - сюжет, композиция, проблематика, система образов.

7) Интерпретация текста в современной автору и современной нам литературной критике. Привести примеры.

8) Яркие литературные особенности произведения – тропы и фигуры. Привести примеры.

9) Библиографический список.

10) Не позднее, чем за 2 дня до доклада необходимо прислать на адрес спецсеминара хэндаут доклада или презентацию. Желательно, чтобы при наличии хэндаута докладчик распечатал его текст и принес хотя бы по одному экземпляру на два человека.

Формат реферата по научной статье или монографии (около 3 стр.)

1) Реферат должен быть обязательно представлен и в печатном, и в электронном виде (на адрес krivoshapova-t@yandex.ru и на общий адрес группы).

2) Общая информация о статье или монографии: фамилия автора, название и т.д.

3) Время и место публикации.




4) Основные положения статьи или монографии – перечень и комментарий поставленных проблем.

5) Общая оценка реферируемого издания.

1. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.

2. Энциклопедия «Кругосвет» - статьи о многих авторах и литературных школах. www.krugosvet.ru

Примерная тематика курсовых работ:

1. Жанровая природа мемуарной литературы (по выбору студента)

2. Эпистолярный роман Ф. Достоевского «Бедные люди» в контексте его личной переписки

3. Жанровая природа романа Е.И. Замятина «Мы».

4. «Роман с кокаином» М.Агеева в контексте модернистской прозы

5. Рассказ Б. Зайцева «Сон»: лирико-эпическая полифония.

6. Дневник писателя как жанровая форма (Ф.М. Достоевский, З.Н. Гиппиус, И.А. Бунин - по выбору студента).

7. Жанровые признаки поэзии русского имажинизма (С. Есенин, А. Кусиков – по выбору студента).

8. Трансформация житийного канона в «Преподобном Сергии Радонежском» Б. Зайцева.

9. Анекдот как претекст в поздних новеллах Е. Замятина.

10. Особенности романного жанра (Г. Газданов «Пробуждение» или другой роман – по выбору студента).

11. Жанр литературной биографии (Б.К. Зайцев - «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов» - по выбору студента).

12. Письмо как внутренний жанр в романе В.В. Набокова «Приглашение на казнь».

13. Жанровая полифония творчества И.А. Бунина.

14. Вопросы жанрообразования в цикле И.А. Бунина «Темные аллеи».

15. Циклы Александра Блока.

16. Книга рассказов Владимира Набокова «Возвращение Чорбы»

Вопросы для итогового контроля (3 семестр)

1. Тип произведения и категория рода и жанра как научная проблема.



2. Система фольклорных и литературных жанров.

3. Лирические жанры. Твердые и свободные формы.

4. Элегия как традиционный жанр лирической поэзии.

5. Ода как жанр торжественной лирики.

6. Эпиграмма – истоки, жанровая специфика, связь с пародией.

7. Эпитафия - жанровая специфика, история развития.

8. Сонет – возникновение, жанровая специфика.

9. Стансы - истоки, история развития, жанровая специфика.

10. Мадригал - истоки, история развития, жанровая специфика.

11. Эпиталама истоки, история развития, жанровая специфика.

12. Послание - истоки, история развития.

13. Поэма, ее родовая специфика и жанровые разновидности.

14. Жанр как подражание

Вопросы для итогового контроля (4 семестр)

1. Структура эпического произведения.

2. Эпические жанры (специфика, проблема сюжетообразования).

3. Средние эпические формы: повесть (жанровое своеобразие).

4. Малые формы - жанровая специфика:

· рассказ,

· новелла,

· очерк,

· фрагмент.

5. Крупные жанровые формы:

· мениппея,

· роман,

· роман-эпопея.

6. Структура драматического произведения.

7. Драма как род и жанр.

8. Классическая и неклассическая драма.

9. Комедия как классический жанр драматургии.

10. Трагедия как классический жанр драматургии.

План спецсеминара:

Наименование темы Задания для самостоятельной работы студентов
Тип произведения и категории рода и жанра.   Чтение и обсуждение главы 1 из электронного учебника В.А.Пронина «Теория литературных жанров» «Алгебра и гармония жанра».
Роды и жанры как научная проблема. Феномен литературного и фольклорного жанра. Реферирование статьи Т. Касаткиной «Жанровое наименование как ключ к художественной реальности»
Система фольклорных и литературных жанров. Индивидуальные сообщения по работам Д.С.Лихачева, Н.И.Кравцова, Ю.В. Стенника о системе жанров, составление схемы «Система литературных жанров».
Эволюция жанрового сознания русской лирики реферирование одноименной монографии О. Зырянова
Канонические и неканонические структуры в лирике. Ода, сонет, сатира, элегия, послание, идиллия, баллада. Чтение глав из электронного учебника В.А.Пронина «Теория литературных жанров», подобрать примеры классических текстов каждого из лирических жанров. Индивидуальное сообщение по монографии О.В.Зырянова
Жанр как подражание Чтение заключительной главы из электронного учебника В.А.Пронина «Теория литературных жанров»
Эпические жанры. Твердые и свободные формы. Чтение 1 раздела из хрестоматии Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика»,
Структура эпического произведения. Эпический мир и сюжет Индивидуальные сообщения - анализ эпического сюжета (по выбору).
Субъект изображения и слово в эпике. Чтение 2 раздела из хрестоматии Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика»,
Проблема эпического героя Индивидуальные сообщения - анализ эпического героя (по выбору).
Эпопея и роман Чтение 9 раздела из хрестоматии Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика», индивидуальные сообщения по статьям М.Бахтина, составить перечень наиболее известных романов-эпопей
“Твердые” и “свободные” формы в эпике: новелла, повесть, рассказ, очерк, эссе Чтение 10 раздела из хрестоматии Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика», индивидуальные сообщения - составить список авторов, работающих в малых жанрах.
Структура драматического произведения: аспект “завершения”. Катастрофа и катарсис Чтение 3 раздела из хрестоматии Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика», анализ структуры драмы (конкретный текст по выбору).
Мир драмы: поступок героя и его судьба. Завязка, развязка и перипетия. Чтение 4 раздела из хрестоматии Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика».
Сценический эпизод и композиция Подготовка к контрольной работе «Интерпретация драмы «Дом» Е.Гришковца».
Слово (речь) в драме: монолог, диалог, реплика; ремарка, вставной текст Чтение 5 раздела из хрестоматии Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика».
Герой в драме: драматический характер, тип, роль (амплуа) Чтение 6 раздела из хрестоматии Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика».
Классическая и “новая” драма. Трагедия, комедия, драма как жанр Чтение раздела из хрестоматии Тамарченко «Теоретическая поэтика».
Структура лирического произведения. Чтение 7 раздела из хрестоматии Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика»,
Автор, лирический субъект, лирический герой, герой “ролевой” лирики. Интерпретация стихотворения О. Мандельштама «Я не слыхал рассказов Оссиана!»
Структура лирического произведения: Мир и событие Чтение 8 раздела из хрестоматии Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика», подготовка к контрольной работе по структуре стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил. Любовь еще, быть может»
Цикл как жанр Чтение книги Дарвина М.Н. Русский лирический цикл : Проблемы истории и теории. - Красноярск, 1988.

1. Лихачёв Д.С.Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы // (Исследования по древнерусской литературе . Л., 1986. – С. 79-95.

2. Лихачёв Д.С. Отношения литературных жанров между собой // Лихачев .Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1978. http://ksana-k.narod.ru/Book/poet/index.htm

3. Касаткина Т. Жанровое наименование как ключ к художественной реальности fm-dostoevskiy.narod.ru/doc/Kasatkina_T_O_tvoryaschei_prirode_slova2004

4. Кравцов Н.И. Система жанров русского фольклора // Кравцов Н.И. Проблемы славянского фольклора. М., 1972. С. 83-103.

5. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров // Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учеб. пособие / Сост.: П.А. Николаев, Е.Г. Руднева, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец, А.Я. Эсалнек, Е.А. Цурганова; Под ред. П.А. Николаева, А.Я. Эсалнек. 4-е изд., перераб. и доп.- М., 2006. С. 387-395. http://tezaurus.oc3.ru/library.php?view=d&course=3&raz=6&pod=1&par=10

6. Поспелов Г.Н. Теория литературы. – М.: Издательство «Высшая школа»,1978.

7. Поспелов Г.Н. Лирика: Среди литературных родов. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1976.-208 с.

8. Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе // Русская литература. 1972. № 4. С. 93—101.

9. Чернец Л.В. Литературные жанры: проблемы теории и поэтики. Л., 1982. С.100.

10. Чернец Л.В. О функциях литературного жанра // Серия литературы и языка. Т. 38, №6, 1979. – С. 543-549.

11. Кузнецов Илья. Проблема жанра и теория коммуникативных стратегий нарратива // Критика и семиотика. Вып. 5, 2002. С. 61-70. http://www.nsu.ru/education/virtual/cs5kuznetsov.htm

12. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Период античной литературы. Л., 1936 (или современное издание)

1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. (Эпос и роман. О методологии исследования романа) М., 1979. http://mmbakhtin.narod.ru/eposrom.html

3. Бахтин М.М. Из предыстории романного слова // http://mmbakhtin.narod.ru/romslov.html

4. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. М. : Художественная литература, 1975. – 500 с.

5. Веселовский А.Н. Избранные статьи. Л., 1939.

6. Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. 1-2. М., 1997.

7. Гаспаров. M.Л. Русские стихи 1890-х-1925-го годов комментариях Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1993. 272 с. http://philologos.narod.ru/mlgaspar/gasparov.htm

8. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. кн. 3. М., 1958.

9. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1964.

10. Дарвин М.Н. Русский лирический цикл : Проблемы истории и теории. - Красноярск, 1988.

11. Лотман Ю. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996.

12. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. - М., 1986.

13. Зырянов О.В. Русская интимная лирика 19 в.: проблемы жанровой эволюции: учебное пособие. Екатеринбург, 1999.

14. Зырянов О.В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект. Екатеринбург, 2004.

15. Гуковский Г.А. Элегия XVIII в. - Русская поэзия XVIII в. - Л., 1926.

16. Гуковский Г.А. К истории русской оды XVIII в // Поэтика. Т. 3, - Л., 1927.

17. Державин Г.Р. Рассуждения о лирической поэзии или оде. // http://derzhavin.lit-info.ru/review/derzhavin/001/17.htm

18. Русская элегия XVIII - начала XX века. Л., 1991.

19. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.

20. Французская элегия XVIII-XIX веков в переходах поэтов пушкинской поры. - М., 1989.

21. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М., 1973.

22. Греческие эпиграммы. М.-Л., Academia, 1935.

23. Русская эпиграмма XVII-XIX вв. Л., 1958. - (Библиотека поэта).

24. Русская стихотворная эпитафия. СПб., 1998. - (Новая библиотека поэта).

25. Русская эпиграмма (XVIII - начало XX в.). Л., 1988. - (Библиотека поэта).

26. Царькова Т.С. И в эпитафии напишут. // Звезда, 1997, № 10.

27. Эпиграммы греческой антологии. М., 1999.

28. Гармония противоположностей. Аспекты теории и истории сонета. Тбилиси, 1985.

29. Гроссман Л. Поэтика сонета. Проблемы поэтики. М.-Л., 1928.

30. Михайличенко Б.С. Теория сонетного жанра. Самарканд, 1995.

31. Русский сонет. Сонеты русских поэтов XVIII - начала XX в. М., 1983.

32. Русский сонет. М., 1998.

33. Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963.

34. Рогинская О.О. эпистолярный роман: поэтика жанра
и его трансформация в русской литературе // АКД М.: РГГУ. 2002. http://www.ruthenia.ru/document/507275.html

35. Олди Генри Лайон. Сеанс магии с последующим разоблачением или секстет для эстета http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?board=kaleidoskope;action=display;num=1122912823

36. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика. Л.: Издательство: ЛГУ, 1985.- 208 с.

37. Захаров В. Н. К спорам о жанре // Жанр и композиция литературного произведения. / Научн. ред., сост. В.Н.Захаров. Петрозаводск, 1988.

38. Леонова Т.Г Русская литературная сказка ХIХ века в ее отношении к народной сказке: Поэтическая система жанра в историческом развитии. Томск, 1982, С. 195-196.

39. Кривощапова Т.В. Русская литературная сказка конца XIX - начала XX веков. - Акмола, 1995; ее же. Условные жанровые формы в русской литературе – Астана: ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, 2002. 220 с.

40. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980-х годов). Свердловск, 1992. (глава «Возрождение памяти жанра»).

41. Сказка серебряного века. М., 1994.

42. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века: История, классификация, поэтика. Автореферат докт. дисс. М., 2002.

43. Литературная сказка: история, теория, поэтика. - М„ 1996;

44. Литературная сказка: История. Поэтика. Методика преподавания. М., 1997.

45. Левченкова О.С. Феномен чуда русской литературной сказки 30-90 гг. ХХ века // Филологические науки. 2000, № 5. С. 72–80. http://www.philol.msu.ru/~xxcentury/st_lev4enkova.htm

46. Жанровая специфика литературной сказки // http://referatz.net/diploms/links4059624.html

47. Мурыгина О. Интертекстуальность в современной детской литературе и литературной сказке // http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2091&level1=main&level2=articles

48. Мировая словесность для детей и о детях. Вып.4. - М., 1999; вып. 5. М., 2000; вып.6.-М.,2001.

49. Современные проблемы метода, поэтики и жанров русской литературы. / Научн. ред., сост. В.Н.Захаров - Петрозаводск, 1991.

50. Без имени. Жанровое наименование как ключ к художественной реальности. // Русский журнал http://magazines.russ.ru/novyi_mi/redkol/kasat/book/b13.html

Политика учебной дисциплины: спецсеминар включает такие виды мониторинга как текущий, промежуточный и итоговый контроль, что реализуется в оценке регулярных выступлений, презентаций, индивидуальных заданий студентов.


"В условиях, когда каждый жанр может быть представлен как пучок различительных признаков, целесообразно говорить не о наборе жанров данной традиции, а об их системе, поскольку сами различительные признаки задают структуру жанрового пространства и возможные принципы иерархической организации. Не исключено, что в каких-то случаях окажется целесообразным введение и количественных характеристик для определения места данного жанра в данной традиции (или расстояния между двумя жанрами в жанровом пространстве), ... <которое> должно характеризоваться такими критериями, как степень его дифференцированности, степень глубины (расстояние между наиболее или наименее специализированными жанрами в терминах различительных признаков), степень гибкости (количество жанров, способных к передаче данного содержания, проблема синонимии) и т. п. Представление жанров данной традиции как системы не только позволяет определить разрешающую силу этой традиции и соответствующую нагрузку данного жанра и, следовательно, детали функционарования этой системы, но и создает условия для решения задач диахронической фольклористики, в частности, позволяет обратиться к в н у т р е н н е й р е к о н с т р у к ц и и жанрового пространства."

[В.Н.Топоров, МВС, (1974), 8-9; 31.11.]


АВТОБИОГРАФИЯ (от греч. autos - сам, bios - жизнь и grapho - пишу) - описание автором своей собственной жизни, художественное жизнеописание. От мемуаров или дневника отличается наличием элементов вымысла и обобщения. Отражает собственное суждение автора о самом себе (художественная разновидность словесного портрета), о своем месте в обществе, в мире; выражает творческие принципы писателя. Может приближаться к объективной оценке или быть подчеркнуто субъективной, возвышать свое "Я" или разоблачать его. Возможно представление самого себя в различных обличьях, ролях и масках.

А. может отражать преимущественно личные качества и свойства автора или тяготеть к обобщению в лице автора особенностей его поколения, этнической или социальной среды. Если в художественном произведении автор использовал события своей личной жизни в качестве исходного материала, но переработал их определенным образом, такое произведение называется автобиографическим.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на сайте Культура письменной речи www.Gramma.ru URL: http://www.gramma.ru/1.php?ir=2&ip=3&id=0

Точность цитирования - дословно

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ — произведение, созданное в особой музыкальной стилистике и тональности, исполняющееся, как правило, под гитару (нередко в сопровождении нескольких шести- или семиструнных инструментов).

От других песенных жанров авторскую песню отличает своеобразная мелодика, проникновенная лиричность, сосредоточенность на содержательной стороне стихотворного текста. Не случайно А.А. Галич, один из выдающихся представителей этого поэтического направления, признавался: «Я поэт, я пишу стихи, которые только притворяются песнями, а я притворяюсь, что их пою». Тематика авторской песни в основном касается социально-бытовой сферы, человеческих взаимоотношений, душевных и нравственных состояний (любовь, дружба, одиночество, память, предназначение на земле и т.д.); часто авторская песня носит юмористический, шуточный характер. В ее основе всегда лежит текст, а музыка отходит на второй план, как бы помогая восприятию. Именно авторская песня стала непременным атрибутом походно-туристической романтики, студенческой жизни, тесных дружественных компаний, знаком идейного и духовного единения людей.

Наряду с собственно авторскими, авторской песней следует признавать и песню, написанную на стихи других поэтов (среди наиболее востребованных из них - Н.М. Рубцов, Б.А. Слуцкий, Д.С. Самойлов, Ю.Д. Левитанский, Г.М. Поженян, Ю.П. Мориц, Б.А. Ахмадулина). Расцвет авторской песни приходится на 1960-1970-е годы. Самыми яркими представителями являются: Б.Ш. Окуджава, Ю.И. Визбор, B.C. Высоцкий, Ю.М. Ким, A.M. Городницкий, Е.В. Бачурин, B.C. Берковский, А.А. Дольский, Н.А. Матвеева, А.Я. Розенбаум, В.А. Долина, О.Г. Митяев и др.

Понятие «авторская песня», введенное в общее употребление вместо «самодеятельной песни» B.C. Высоцким, очень быстро прижилось, потому что эти песни на самом деле отражают окружающий мир глазами автора и принципиально не пишутся на заказ. В них непременно заключается то главное, чем хочется поделиться с близкими, настоящими друзьями.

В России и во многих странах мира традиционно проводятся праздники авторской песни. В нашей стране на протяжении нескольких десятков лет главным, любимым и неподражаемым остается Грушинский фестиваль под Самарой, в котором принимают постоянное участие не только давно и широко известные поэты, композиторы, исполнители, но и начинающие авторы.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на сайте Культура письменной речи www.Gramma.ru URL: http://www.gramma.ru/1.php?ir=2&ip=3&id=0

Словарь литературных терминов, 2009-2010.

использованы материалы из книги Игоря Анатольевича Книгина "Словарь литературоведческих терминов"

АКРОСТИХ (от греч. akrostichis - краестишие) - соединение первых букв стихотворных строк в самостоятельное слово или фразу, часто - имя автора или адресата; разновидность стихотворной загадки. В древности было средством запечатлеть имя автора в случае, если его нельзя было назвать или обозначить по каким-либо причинам.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на сайте Культура письменной речи www.Gramma.ru URL: http://www.gramma.ru/1.php?ir=2&ip=3&id=0
Точность цитирования - дословно

АНЕКДОТ (от греч. anekdotos — неизданный), 1) короткий рассказ об историческом лице, происшествии. 2) Жанр городского фольклора, злободневный комический рассказ-миниатюра с неожиданной концовкой, своеобразная юмористическая притча.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru
Точность цитирования – дословно

АНТИУТОПИЯ(от греч. - против; утопия) — пародийный текст на жанр утопии или утопическую идею. Как и сатира, антиутопия придает эстетическое своеобразие роману, поэме, рассказу, пьесе. Большинство антиутопических произведений, заключающих в себе и пророческую сатиру, и элементы фантастики, и мистификацию, предлагают читателю самому разобраться, как расплачивается обыкновенный человек, простой обыватель, за так называемое «всеобщее счастье». Расцвет жанра приходится на XX столетие, когда утопические идеи стали воплощаться в жизнь. Впервые они были реализованы в России, а одним из первых пророческих романов считается роман «Мы» (1920) Е.И. Замятина. Только в 1980-1990-е годы у нас были напечатаны написанные в 20-30-х годах повесть «Ленинград» и рассказ «Крокодил. Три дня из жизни Красного Прищеповска» М.Я. Козырева, «Чевенгур» и «Котлован» А.П. Платонова.

Конфликт в антиутопии возникает как правило там, где главный герой восстает против существующего строя, а острота конфликта обычно зависит только от поведения персонажа, от степени его сопротивления власти. В антиутопии подчеркивается, что люди, находящиеся на разных ступенях социальной лестницы, не могут существовать в обществе на равных правах.

В 1980-1990-х годах в отечественной антиутопии, представленной прежде всего именами Ф.А. Искандера, B.C. Маканина, В.Н. Войновича, Ю.П. Алешковского, А.Т. Гладилина, сформировались такие жанровые разновидности, как сатирическая антиутопия, детективная антиутопия, социально-философская антиутопия и др.

Источник: Словарь литературных терминов, 2009-2010.

использованы материалы из книги Игоря Анатольевича Книгина "Словарь литературоведческих терминов"

АНТИУТОПИЯ - жанр, представляющий собой критическое описание общества утопического типа - своеобразную антитезу социальной утопии (см.). А. оспаривает миф, созданный утопистами без оглядки на реальность, подвергает сомнению саму идею идеального социума. При этом, если в жанре традиционной утопии происходит воображаемое обращение авторов в прошлое и настоящее, то в А. всегда обращена в будущее. В А. мир, выстроенный на тех же началах, что и мир утопии, дан изнутри, через чувства его единичного обитателя, испытывающего на себе, своей частной судьбе законы идеального общества. Любая утопия, даже самая объемная, всегда несколько схематична: она без колебаний рисует искомое равенство людей в идеальном государстве. А. - это попытка проникнуть внутрь утопической теории, не столько проверка утопии на ее осуществимость (авторами А. никогда не ставится под сомнение возможность осуществления технической стороны дела), сколько проверка "на нравственность". В А. используется особый «тип художественности»: в отличие от утопии, в ней есть романный конфликт. Рассмотрение этого конфликта и позволяет автору открыть свое отношение к происходящему в изображаемом мире. Крупнейшими А. ХХ века являются романы Е. Замятина "Мы" (1920), О. Хаксли "О дивный новый мир" (1932), Дж. Оруэлла "1984" (1949). Среди значительных в художественном отношении современных А. можно назвать следующие: "Москва 2042" В. Войновича, "Невозвращенец" А. Кабакова, "Кысь" Т. Толстой.

Источник: Автор-составитель © С.П. Белокурова, 2005 г. Электронная версия © А.А. Белокуров

БАЛЛАДА(от франц. ballade - танцевальная песня) - один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для Б. характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Б. - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на сайте Культура письменной речи www.Gramma.ru
Точность цитирования - дословно

БАЛЛАДА (франц. ballade, от позднелат. ballo — танцую), во французской литературе 14-15 вв. лирический жанр твердой формы (Ф. Вийон). Лироэпический жанр английской народной поэзии и аналогичный ему жанр поэзии романтизма (Р. Бернс, Г. Бюргер, И. В. Гете, В. А. Жуковский). Романтические баллады — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом. В 20 в. баллада утрачивает жанровую строгость (отдельные стихотворения Б. Брехта, Н. С. Тихонова).

Источник - Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru
Точность цитирования - дословно

БАСНЯ - короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл. Цель Б. - осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. Персонажами Б. часто выступают животные, растения и предметы. В Б. активно используются олицетворения, аллегории и образный параллелизм. Относится к малым повествовательным (эпическим) жанрам. Возникновение Б. связывают с именем легендарного древнегреческого баснописца Эзопа.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на сайте Культура письменной речи www.Gramma.ru URL: http://www.gramma.ru/1.php?ir=2&ip=3&id=0
Точность цитирования - дословно

БЕСТСЕЛЛЕР - (англ. bestseller < best - лучший, больший и sell - продаваться) - книга, пользующаяся широким читательским спросом, а вследствие этого имеющая особый коммерческий успех и издаваемая массовыми тиражами.

Источник: Автор-составитель © С.П. Белокурова, 2005 г.
Электронная версия © А.А. Белокуров

БУРИМЕ (от фр. - рифмованные концы) — стихотворение, написанное на заранее заданные рифмующиеся слова, которые нельзя изменять или переставлять и которые должны быть связаны между собой осмысленным текстом, хотя эти слова могут быть и тематически несхожими. Буриме были популярны в России в «легкой поэзии» XVII-XIX веков (В.Л. Пушкин, Д.Д. Минаев и др.), их составление порой являлось предметом состязания нескольких стихотворцев или литературной игры.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на сайте Культура письменной речи www.Gramma.ru URL: http://www.gramma.ru/1.php?ir=2&ip=3&id=0
Точность цитирования - дословно

БЫЛИНА (СТАРИНА) - героико-патриотическая песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси (IX-XIII в.); вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основа Б. - историческая (место и время происходящего называется точно), но изложенная с большой долей условноcти и вымысла. Действующие лица Б. - исторические фигуры (характеры домыслены и обобщены) и вымышленные персонажи (богатыри). По сюжетам выделяют мирские ("Садко") и богатырские ("Илья Муромец и Соловей-разбойник") Б. Кроме того, выделяются циклы киевских, новгородских, суздальских и пр. Б. Для поэтики Б. характерны особые стилистические формулы ("общие места"), повторяющиеся в разных Б.: повтор эпизодов, отдельных стихов, слов. "Прямоезжая дорожка заколодела, // Заколодела дорожка, замуравела".

Источник - Словарь литературоведческих терминов на сайте Культура письменной речи www.Gramma.ru URL: http://www.gramma.ru/1.php?ir=2&ip=3&id=0
Точность цитирования - дословно

БЫЛИЧКА– устный прозаический рассказ с установкой на достоверность о встрече с "нечистой силой" самого героя; один из видов несказочной народной прозы.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на сайте Культура письменной речи www.Gramma.ru URL: http://www.gramma.ru/1.php?ir=2&ip=3&id=0
Точность цитирования - дословно

БЫВАЛЬЩИНА (БЫЛЬ) - краткий устный рассказ о происшествии, случае, якобы имевшем место в действительности.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на сайте Культура письменной речи www.Gramma.ru URL: http://www.gramma.ru/1.php?ir=2&ip=3&id=0
Точность цитирования - дословно

ВЕНОК СОНЕТОВ - Поэма из пятнадцати сонетов, последний из которых - магистральный, т.е. основной: каждая его строка представляет собой первую строку всех предшествующих ему сонетов; каждый из сонетов начинается с соответствующей строки магистрала и заканчивается следующей по счету строкой магистрала.

Источник - Терминологический словарь критика
Точность цитирования – дословно

ГАЗЕЛЬ (от араб.) — лирическое стихотворение, состоящее обычно из семи двустиший - бейтов (в тюркоязыч-ной, арабской, персидской поэзии бейтом называется двустишие с необязательной рифмовкой), построенное на одной рифме, часто с редифом (редифом называется слово, повторяющееся после рифмы в каждой рифмующейся строке). Иногда в газели встречается пять или девять, редко шесть, восемь или двенадцать бейтов. Как правило, двустишия связаны между собой скорее настроением, чем мыслью или идеей. Основное содержание газели составляют или восхваление красоты возлюбленной, или тоска и печаль по поводу неразделенной любви, или размышления о своей судьбе. Главное внимание уделялось образности газели и ее музыкальности - ведь все газели когда-то пелись, а не читались. Каждый поэт стремился рассказать о своей любви не так, как это делали его предшественники, внести собственный вклад в сокровищницу лирической поэзии.

Выдающимися мастерами газели были Рудаки, Саади, Алишер Навои, Низами Гянджеви, Саккаки, Хафиз Хорезми. Под влиянием восточной поэзии форма газели появилась в русской и западно-европейской литературе, прежде всего в переводах классической поэзии Востока. Образцы «русской» газели, в которых точно передается строение этой формы, создал В.Я. Брюсов. Обращение к такому типу лирического стихотворения нередко встречается и в современной поэзии.

ГИМН - (от греч. hymnos - торжественная хвалебная песнь) - жанрлирики: в античной поэзии - хвалебная песнь в честь богов или героев, написанная в форме обращения или воззвания к восхваляемому лицу; позднее в европейской литературе сохраняется в форме религиозного (хорал) и светского Г. Широко распространены также Г. -пародии (например, "Гимн обеду", "Гимн судье" В.В. Маяковского).

Источник - Словарь литературоведческих терминов на сайте Культура письменной речи www.Gramma.ru URL: http://www.gramma.ru/1.php?ir=2&ip=3&id=0
Автор-составитель © С.П. Белокурова, 2005 г.
Электронная версия © А.А. Белокуров

Точность цитирования - дословно

ДЕТЕКТИВ (англ. - сыщик; от лат. - раскрытие) — художественное произведение с особым типом сюжета, связанным с раскрытием загадочных преступлений, противостоянием добра и зла, где, как правило, добро побеждает зло. Для детектива как жанра характерны следующие основные ограничительные признаки: 1) наличие тайны преступления (чаще всего убийства); 2) моральное и физическое столкновение на этой почве сыщика-профессионала или сыщика-любителя и преступника; 3) процесс расследования, при котором проверяются и отрабатываются различные версии случившегося, испытанию подвергаются разные подозреваемые и сам ведущий расследование; 4) установление личности преступника; 5) восстановление всех обстоятельств преступления. Данный литературный жанр имеет уже длительную историю в европейской литературе. Его зачинателем считается американский писатель Эдгар Алан По, который в новелле «Убийство на улице Морг» (1841) впервые вывел образ сыщика-любителя, наделенного выдающимися способностями к логическому анализу.

У истоков отечественного детектива стоял А.А. Шкляревский (1837-1870), которого не случайно называли «русским Габорио» - по имени знаменитого французского писателя Эмиля Габрио, одного из отцов детективного жанра, чьи произведения активно переводились на русский язык во второй половине XIX века. Соединив в своем творчестве достижения французских романистов-детективщиков с темами и мотивами Ф.М. Достоевского, Шкляревский сумел выработать в многочисленных повестях и романах сюжетную и смысловую схему оригинальной русской разновидности детективного жанра - так называемого «уголовного романа». Дальнейшее утверждение детектива в России связано с псевдопереводной литературой (анонимный «Нат Пинкертон», «Месс-Менд» М.С. Шагинян), затем складывается особый тип советского детектива, представленный именами Л.Р. Шейнина, П.Ф. Нилина, Ю.П. Германа, А.Г. Адамова, братьями А.А. и Г.А. Вайнера-ми, Ю.С. Семенова. В постсоветское время были опубликованы многочисленные детективные произведения А.Б. Марининой, Д.В. Донцовой, Т.В. Устиновой, где сложившиеся традиции советского «милицейского» детектива мирно и любопытно сочетаются с элементами французского полицейского романа. Детектив является одним из популярнейших материалов для экранизации в кино и на телевидении. Примечательно, что на основе сценария многосерийного телефильма «Участок» А.И. Слаповский создал одноименный «русский народный детектив», обращаясь к которому зрители имеют возможность стать читателями, чтобы наглядно увидеть, как рождаются сюжеты и образы, воплощенные на экране: «То, что вы видели и что стало основой многосерийного фильма "Участок". То, чего вы не видели и что не вошло в фильм. То, чего вовсе не было и было написано после фильма».

ДНЕВНИК - литературное произведение, периодически восполняемый единый текст, в датах, часах и минутах воспроизводящий прошедшую жизнь своего автора, касающуюся сугубо личных или широко известных впоследствии общественных событий; один из распространенных видов мемуарного жанра. Как и многие литературные формы, в изящную словесность дневник внедряется в конце XVIII века, эпоху сентиментализма, когда появляется потребность в свойственным этому жанру исповедальности и самонаблюдении («Дневник для Стеллы» Дж. Свифта, «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина). В русской литературе разработка жанра активно продолжается в XIX и XX столетиях, когда в форме дневника пишутся целые произведения («Записки сумасшедшего» И.В. Гоголя, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского, «Записки юного врача» М.А. Булгакова, «Опавшие листья» и «Уединенное» В.

Конечно, для полного рассмотрения вопроса 'ГЛОССАРИЙ. Дополнительная литература ко всем разделам', приведенной информации не достаточно, однако чтобы понять основы, её должно хватить. Если вы изучаете эту тему, с целью выполнения задания заданного преподавателем, вы можете обратится за консультацией в нашу компанию. В нашей команде работает большой состав специалистов, которые разбираются в изучаемом вами вопросе на экспертном уровне.

Заказ

ФОРМА ЗАКАЗА

Бесплатная консультация

Наша компания занимается написанием студенческих работ. Мы выполняем: дипломные, курсовые, контрольные, задачи, рефераты, диссертации, отчеты по практике, решаем тесты и задачи, и многие другие виды заданий. Чтобы узнать стоимость, а так же условия выполнения работы заполните заявку на этой странице. Как только менеджер увидит ваше сообщение, он сразу же свяжется с вами.

Этапность

СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛИЕНТА

Получить работу можно всего за 4 шага

01
Оставляете запрос

Оформляете заказ работы, заполняя форму на сайте.

02
Узнаете стоимость

Менеджер оценивает сложность. Узнаете точную цену.

03
Работа пишется

Оплачиваете и автор приступает к выполнению задания.

04
Забираете заказ

Получаете работу в электронном виде на вашу почту.

Услуги

НАШ СЕРВИС

Что мы еще делаем?

icon
Контрольные работы

от 580 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Семестровые работы

от 1480 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Проектные работы

от 3300 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Сочинения

от 280 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Дневник по практике

от 580 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Ответы для учебы

от 180 рублей

ПОДРОБНЕЕ