Судебная система в Казахстане во второй половине XIX века.


При самостоятельном желании понять тему " Судебная система в Казахстане во второй половине XIX века. " вам поможет наш ресурс. Для вас наши специалисты подготовили материал, изучив который вы будете разбираться в ней уровне профессионала. А если у вас останутся вопросы, то задать их вы сможете прямо на сайте написав в чат онлайн-консультанта.

оформить заявку

Слишком сложно? Тогда запросите консультацию специалиста!

Наша компания занимается тем, что помогает студентам выполнять различные учебные работы на заказ. Вы можете ознакомиться с перечнем выполняемых работ, а так же с их стоимостью на странице с ценами.

ознакомиться с условиями

Краткое пояснение: Судебная система в Казахстане во второй половине XIX века.

Первой, наиболее крупной реорганизацией судебной системы колониального Ка­захстана во второй половине XIX века было введение общеимперскйх су­дебных органов и новой структуры судов биев в 1867-1868 гг.

Важнейшим элементом колониальной администрации были судебные органы, созданные по реформам 1867-1868 гг. В своей высшей инстан­ции на территории Казахстана суды не были отделены от администра­ции. Судебное отделение, представлявшее высшую судебную инстан­цию, составляло структурную часть областного правления. Несмотря на введение в России прогрессивных принципов судопроизводства, но реформе 1864 г. деятельность судебных отделении областных правле­ний основывалась на нормах дореформенного судопроизводства. Осно­вой процессуальной деятельности судебных отделений являлась теория формальных доказательств и инквизиционный процесс. Нижестоящей инстанцией были уездные судьи, которые по реформам 1867-1868 гг. назначались министром юстиции. Они, как правило, назначались из числа отставных военных, не имевших специального юридического об­разования. Низкий образовательный уровень был характерен для всего судейского корпуса, действовавшего в Казахстане.

Уездные судьи могли возбуждать уголовные дела по своей инициа­тиве и на них лежала обязанность расследования и раскрытия преступ­лений; уездный судья, бывший одновременно и следователем, сосредо­точивал в своих руках не только функции расследования, но и функции решения дела по существу. Данная форма судопроизводства, положен­ная в основу деятельности уездных судей в Казахстане, фактически не знала судебных сторон. Обвиняемый, лишенный всех прав, был объек­том исследования, а потерпевший был только жалобщиком. В деятель­ности уездных судей господствовала канцелярская тайна, которая усу­гублялась незнанием практически всеми судьями казахского языка, что создавало почву для злоупотреблений.

Повседневная практика колониального управления показала, что су­дебная система, введенная по реформам 1867-1868 гг., оказалась неэф­фективной.

В начале 70-х годов XIX века в связи с разработкой новых проектов ре­форм административного управления, местная колониальная администра­ция все настойчивей стала поднимать вопрос о реформировании судебной системы. Один из первых вариантов реформирования судебной системы был представлен в проекте административной реформы, разработанном под ру­ководством генерал-губернатора Туркестанского края К. П. Кауфмана в 1872-1873 гг. Проект предусматривал введение многих элементов судебной реформы 1864 г: института мировых судей, съезда мировых судей и судеб­ной палаты; следствие отделялось от судебной деятельности.




В проектах, разработанных администрацией Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств тоже содержался призыв об отказе от дореформенных форм судопроизводства.

Практически во всех этих проектах красной нитью проходила мысль об отделении судебных органов от администрации. Но это позитивное направ­ление в развитии судебной системы не получило соответствующей поддер­жки в центральных ведомствах Российской империи, от позиции которых зависело законодательное оформление подготовленных проектов.

Особенно консервативные позиции в этом направлении занимало Воен­ное министерство, которое считало, что коренное население Средней Азии и Казахстана не доросло до решения общегосударственных задач, что оно не поймет гласное, устное и демократичное судопроизводство, так как оно, якобы, привыкло к деспотической власти ханов, единолично решавших все судейские дела. При этом совершенно игнорировался многовековой опыт функционирования суда биев, который устно, гласно и довольно демокра­тически решал правовые конфликтные ситуации, возникавшие в казахском обществе еще до присоединения Казахстана к России.

По реформам 80-90-х годов в Туркестанском и Степном генерал-губер­наторствах порядок судопроизводства остался в основном без изменений. Особенно консервативно он выглядел в областных судах, которые действо­вали на основе прежних дореформенных порядков.

В 1896 г. Министерство юстиции обратилось с письмом к генерал-губер­наторам Туркестанского и Степного краев о возможности применения н регионе судебной системы по реформе 1864 г. в России. Такие же письма были разосланы председателям местных областных судов и областным про­курорам. В ответных письмах в Министерство юстиции генерал-губернато­ры и чиновники местного судебного ведомства высказали позитивное от­ношение к предложению Министерства юстиции. В 1897 году Министер­ство юстиции закончило работу по подготовке проекта судебно-правовой реформы в Степном и Туркестанском генерал-губернаторствах, который содержал объемную пояснительную записку. В ней давались подробные комментарии к основным элементам структуры судебной системы, объем;! полномочий ее отдельных звеньев, изменений в гражданском и уголовном процессе.



Наиболее крупным нововведением по готовящейся судебно-правовой реформе в Казахстанском регионе было введение судебных палат и окруж­ных судов. Окружной суд был апелляционной инстанцией по отношению к

делам, решенным мировыми судьями. Судебные палаты являлись апелля­ционной и надзорной инстанцией по отношению к окружным судам. В ка­честве суда первой инстанции они решали наиболее сложные дела.

Прокуратура создавалась на началах строгой централизации и подчине­ния нижестоящего прокурора вышестоящему. Законодательство установи­ло, что сущность прокурорской обязанности заключалась: 1) в наблюдении за единообразным и точным применением закона; 2) в обнаружении и рас­смотрении перед законом всякого нарушения законного порядка и в требо­вании распоряжений к его восстановлению; 3) в предложении суду предва­рительного заключения в случаях, означенных в уставах гражданского и уголовного судопроизводства.

Судебная реформа 1898 года предусматривала регулирование правовой основы деятельности адвокатуры. В ст. 24 «Временных правил» от 2 июня 1898 г. предусматривалось, что свидетельства на ведение адвокатской дея­тельности выдавались окружными судами. Эти же свидетельства давали право вести адвокатскую практику и в мировых судах.

В 1909 г. был введен закон «О введении учреждений суда присяжных заседателей в областях Акмолинской, Семипалатинской и Уральской». По закону 1909 г. в Акмолинской, Семипалатинской и Уральской областях общие списки присяжных заседателей составлялись на общем основании и особо по каждому уезду.

Введение в начале XX века в Казахстане суда присяжных заседателей было заметной вехой в развитии судебно-правовой системы в колониаль­ном Казахстане.

Царское правительство, наряду с введением общеимперских судов, рас­ширением их компетенции, стремилось сохранить суд биев как судебный орган. Но в то же время, сохраняя суд биев, царское правительство стара­лось ограничить и сузить круг его деятельности.

В середине 60-х годов XIX в. царизм провел ряд модификаций, призван­ных еще в большей мере использовать то значение, которое еще сохраня­лось за судом биев.

По реформам 1867-68 гг. были созданы 3 инстанции суда биев: первая инстанция - это единоличный суд биев, вторая - волостной съезд биев и третья - чрезвычайный съезд биев.

Первая инстанция - единоличный суд биев, на основании 192 параграфа Временного положения 1867 года должен был решать «окончательные дела не свыше 100 рублей (5 лошадей, 50 баранов)».

Второй инстанцией был волостной съезд биев, он состоял из -авыбран-ных» биев-судей всех аулов волости. Волостной съезд биев более или менее периодично, по мере надобности, созывался уездным начальником. Состав­ляемый таким образом волостной съезд биев рассматривал на основании 193 параграфа Временного положения 1867 года дела стоимостью свыше 100 рублей, то есть те дела, которые выходили за рамки юрисдикции едино­личных судов биев. Кроме того, по параграфу 197 Временного положения 1867 года уточнялись пределы компетенции этого суда. Так, по этому пара­графу волостные съезды имели право решать дела на всякую сумму, но ре­шения их были окончательными по делам на сумму до 1000 рублей. Третьей и последней инстанцией суда биев являлся чрезвычайный съезд биев-су­дей. Ведению чрезвычайного суда биев подлежали дела, если истцы по тем или иным судебным искам происходили из разных волостей нескольких уездов. Эти чрезвычайные съезды должны были созываться по инициативе уездного начальника, далее об этом должен был извещаться военный гу­бернатор, который давал разрешение на проведение съезда.

Положением 1867—68 гг. был установлен принцип выборности биев-судей, бии избирались сроком на 3 года, одновременно с выборами волостных управителей, и утверждались в этом звании военным губернатором облас­ти. На основании параграфа 185 Временного положения 1867-68 гг. «бием может быть выбран всякий, кто пользуется уважением и доверием народа, не опорочен по суду и имеет от роду не менее 25 лет».

Являясь первой инстанцией суда биев, единоличные аульные бии-судьи, которых должно было быть в волости от 4 до 8 согласно Временному поло­жению 1867—68 гг., разрешали поступившие дела на следующих основани­ях: 1) аульный бий-судья должен был рассматривать дела на основании ка­захского обычного права; 2) он должен был разрешать и разбирать дела только по заявлению аульного старшины или по жалобам пострадавших лиц и ему запрещалось подвергать суду казахов по своему усмотрению.

Единоличный бий-судья должен был разрешать:

а) денежные, имущественные, земельные и другие споры, когда сумма иска не превышает 100 рублей;

б) рассматривать дела тех жителей аула, которые не исполняли требова­ния аульного старшины или были виноваты «в нарушении тишины и спо­койствия»;

в) дела по кражам одного верблюда или вещей, денег, скота, стоимость которого не превышает стоимости одного верблюда и если при этом вор не применит насилие или угрозу оружием;

г) дела лиц, обвиняемых в буйстве, драках, нанесении побоев палкой, камнем или кулаком, но когда при этом не употреблялось огнестрельное или холодное оружие;

д) дела лиц, обвиняемых в ругательстве или клевете;

е) по обвинению в обманах, мошенничестве на сумму до 100 руб.;

ж) распри между супругами, но без права производить их окончатель­ный развод;

з) жалобы родителей на непослушание взрослых детей. За совершение вышеизложенных проступков и преступлений аульный бий-судья имел право помимо наказания, которое полагалось по казахскому обычному праву, возложить на проигравшую сторону компенсацию расходов, понесенных выигравшей стороной.

Помимо лиц казахской национальности у судьи-бия могли судиться рус­ские купцы-торговцы, если их иски предъявлялись к казаху.

Волостной съезд биев являлся апелляционной инстанцией по отноше­нию к делам, решенным единоличными бия ми-судьями, а также в качестве суда первой инстанции он рассматривал уголовные и гражданские дела, подсудные его юрисдикции. Волостной съезд биев также «разрешал вопро­сы, связанные с отстранением биев от должности». В ходе развития судеб­ной системы в Казахстане во второй половине XIX в. волостной съезд биев в силу разных причин не достиг того значения, которое предполагалось ему придать проектами Временных положений. Наиболее действенной формой суда биев, как показала судебная практика, оказался чрезвычайный съезд биев. Работу чрезвычайного съезда биев обычно открывали уездные началь­ники. Если чрезвычайный съезд биев происходил между волостями разных уездов и даже областей, то на них должны были присутствовать либо их старшие помощники, либо представители администраций разных областей. Результаты чрезвычайных съездов биев в письменной форме должны были докладываться военному губернатору области для их утверждения.

Для разбора дел чрезвычайных съездов биев из их состава избирался председатель съезда, или, как его еще называли, тобе-бий, т. к. хотя по про­екту Временных положений выборы тобе-бия не предусматривались, но ча­сто разногласия между биями-судьями разных волостей и уездов между со­бой не позволяли быстро решать судебные дела и администрация была вы­нуждена на практике внести это правило. Права и обязанности председате­лей съездов заключались в:

а) приеме на местах съезда от уездных начальников, волостных управи­телей и заинтересованных в делах сторон просьб и других бумаг, по коим должно быть произведено биями судебное разбирательство;

б) ведении переписки с административными и судебными властями, как по вызову их к суду, так и по другим вопросом съезда, для чего при них должны быть свои входящие и исходящие журналы и различные книги, ве­дение этих документов и вообще всей переписки по делам съездов относит­ся к обязанностям писарей волостных управителей, которые за этот труд должны получить по определению биев особое вознаграждение;

в) руководстве порядком прений на съездах;

г) том, что при разногласии во мнениях биев, разбирающих дело и при равенстве голосов, голос председателя, присоединившегося к кому-либо из них, имеет перевес, «таким образом мнение биев, к которому присоединит­ся председатель, должно иметь для дела решающее значение и согласно с тем мнением постановляется определением?..

Исходя из негативного опыта по ликвидации суда биев, колониальная администрация признала факт, что процессуальное обычное право казахов, вырабатывавшееся в течение столетий и вобравшее в себя народную муд­рость и отражавшее реальный менталитет казахского народа, а также уро­вень его правосознания, в большей мере приспособлено к борьбе с правона­рушениями в казахском обществе, чем колониальные судебные институты.

Основные моменты в деятельности суда биев: выборное судейское нача­ло, гласность и быстрота судопроизводства, а также сложившиеся тради­ции: гарантии доброго имени подсудимого родственниками, имевшими ав­торитет честных и порядочных людей, всеобщим интересом к коллегиаль­ному, гласному процессу, который создавал определенный уровень конт­роля общества над судебным процессом - все эти обстоятельства делали суд биев более предпочтительным для казахского общества, чем колони­альные судебные институты.

На рубеже XIX-XX веков происходил рост национального самосозна­ния казахского общества. Именно в этот исторический отрезок времени казахский народ выдвигает из своей среды выдающихся личностей А. Бу-кейханова, М. Дулатова, Ж. Акпаева, М. Тынышпаева, Жаншу и Халела Досмухамедовых, А. Байтурсынова. А. Ермекова, Ш. Кудайбердиева, У. Танашева, Б. Сыртанова, М. Чокаева и многих других.

Значительное внимание в своих публицистических произведениях, в газетных и журнальных статьях они уделяли проблемам казахского обычного права, деятельности суда биев и изменениям в судебно-правовой системе царских судов в колониальном Казахстане, и, в частности, судебной рефор­ме 1898 года.


Конечно, для полного рассмотрения вопроса 'Судебная система в Казахстане во второй половине XIX века.', приведенной информации не достаточно, однако чтобы понять основы, её должно хватить. Если вы изучаете эту тему, с целью выполнения задания заданного преподавателем, вы можете обратится за консультацией в нашу компанию. В нашей команде работает большой состав специалистов, которые разбираются в изучаемом вами вопросе на экспертном уровне.

Хм, так же просматривали

Заказ

ФОРМА ЗАКАЗА

Бесплатная консультация

Наша компания занимается написанием студенческих работ. Мы выполняем: дипломные, курсовые, контрольные, задачи, рефераты, диссертации, отчеты по практике, решаем тесты и задачи, и многие другие виды заданий. Чтобы узнать стоимость, а так же условия выполнения работы заполните заявку на этой странице. Как только менеджер увидит ваше сообщение, он сразу же свяжется с вами.

Этапность

СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛИЕНТА

Получить работу можно всего за 4 шага

01
Оставляете запрос

Оформляете заказ работы, заполняя форму на сайте.

02
Узнаете стоимость

Менеджер оценивает сложность. Узнаете точную цену.

03
Работа пишется

Оплачиваете и автор приступает к выполнению задания.

04
Забираете заказ

Получаете работу в электронном виде на вашу почту.

Услуги

НАШ СЕРВИС

Что мы еще делаем?

icon
Эссе

от 480 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Аттестационные работы

от 1780 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Самостоятельные работы

от 680 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
ВКР (выпускные квалификационные работы)

от 9800 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Авторефераты

от 7800 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Студенческие работы

от 80 рублей

ПОДРОБНЕЕ