Понятие, отличительные признаки, цели и задачи правоохранительной деятельности


При самостоятельном желании понять тему " Понятие, отличительные признаки, цели и задачи правоохранительной деятельности " вам поможет наш ресурс. Для вас наши специалисты подготовили материал, изучив который вы будете разбираться в ней уровне профессионала. А если у вас останутся вопросы, то задать их вы сможете прямо на сайте написав в чат онлайн-консультанта.

оформить заявку

Слишком сложно? Тогда запросите консультацию специалиста!

Наша компания занимается тем, что помогает студентам выполнять различные учебные работы на заказ. Вы можете ознакомиться с перечнем выполняемых работ, а так же с их стоимостью на странице с ценами.

ознакомиться с условиями

Краткое пояснение: Понятие, отличительные признаки, цели и задачи правоохранительной деятельности

Конституция нашей страны провозгласила, что Казахстан утверждает себя правовым, демократическим государством и впервые признала высшей ценностью человека его жизнь, права и свободы, подтвердив приверженность суверенной республики принципам демократии и общечеловеческим ценностям. С обре­тением независимости Казахстана существенно активизировалась имплементация основных положений международно-правовых ак­тов и общепризнанных правовых стандартов защиты прав челове­ка в национальное законодательство. Так, Конституция 1995 года правам и свободам человека и гражданина отводит специальный раздел. В обеспечение защиты прав и свобод человека принята конституционная норма об официальном опубликовании норма­тивных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан как обязательном условии их применения. Более того, как механизм контроля этой нормы предусмотрена их регистрация.

Казахстан с первых дней независимости признал требования, из­ложенные в нормах Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.). Также республика ратифицировала ряд международных конвен­ций, в том числе таких общепризнанных актов, как Международ­ный Пакт о гражданских и политических правах и Международ­ный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)

Важнейшим правовым положением Конституции Республики является провозглашение прав и свобод личности высшей ценно­стью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Это означает, что все органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также и органы, находящиеся вне трех ветвей власти должны при­нимать меры для поддержания законности и правопорядка в стра­не, способствовать охране права от нарушений, то есть почти все государственные органы в определенной мере участвуют в право­охранительной деятельности. Кроме того, без четкой процедуры защиты граждан от произвола и беззакония нет демократии, явля­ющейся неотъемлемым элементом любого правового государства. Поэтому для постоянной охраны права от нарушений, для выявле­ния, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает спе­циальные органы, для которых правоохранительная деятельность является основной функцией.

Правоохранительная деятельность как вид государственной деятельности своим предназначением имеет охрану самого пра­ва, обеспечение в демократическом обществе режима законно­сти. Право устанавливает пределы свободы с помощью законов, которые выражают государственную волю по основным вопросам регулирования общественной жизни. В связи с тем что право яв­ляется всеобщим и охватывает всех участников правоотношений, законность должна быть необходимым условием нормального функционирования всей правовой системы. При этом, необходи­мо обеспечение верховенства законов, основанных на признании естественного права, соответствующих демократическим правам и свободам. От содержания законов зависит состояние законности.




С учетом изложенного, под законностью следует понимать не­укоснительное соблюдение и исполнение всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными ли­цами, государственными органами. Результатом действия режима законности, выражающим степень осуществления ее требований, является незыблемый правопорядок.

Правопорядок — это состояние упорядоченности обществен­ных отношений, основанное на праве и законности. Правопорядок регламентируется правовыми нормами, принятыми в установлен­ном в данном государстве порядке.

Правоохранительная деятельность как средство достижения указанной выше цели представляет собой деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, восстановлению нарушенно­го права и привлечению виновных лиц к ответственности.

Необходимо отметить, что ни в науке, ни в юридической ли­тературе не существует единой точки зрения по кругу субъектов правоохранительной деятельности и в законодательстве нет право­вой нормы, содержащей четкое определение понятия «правоохра­нительные органы». Так, Б. Т. Безлепкин в своем учебнике указал всего шесть видов правоохранительных органов: органы проку­ратуры, органы федеральной службы безопасности, органы вну­тренних дел, органы налоговой полиции, таможенные органы, ор­ганы пограничной службы.



Количество правоохранительных органов в перечнях, установ­ленных различными авторами данной учебной литературы, коле­блется в диапазоне от 5 до 16. В учебнике «Правоохранительные органы», изданного под редакцией А. В. Ендольцевой, О. А. Галу- стьяна и А. П. Кизлыка, к правоохранительным органам отнесе­ны судебные органы, прокуратура, органы безопасности, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотиков, таможенные органы и органы юстиции. Каждый из семи выде­ленных правоохранительных органов представляет собой систему как совокупность составляющих ее взаимосвязанных элементов. В свою очередь, все правоохранительные органы также взаимосвяза­ны. Обобщение научных разработок известных ученых позволяет сделать два вывода:

- государство первично по отношению к праву, ибо оно создает это право;

- государство охраняет созданное им право. Следовательно, правоохранительным органом является только государственный орган, специально уполномоченный на охрану права.

В теории правоохранительных органов и среди специалистов наиболее острые дискуссии вызывает вопрос об отнесении к орга­нам, осуществляющим правоохранительную деятельность, судеб­ных органов.

Одни авторы не относят судебные органы к правоохранитель­ным органам, другие — относят, а третьи занимают промежуточ­ную позицию.

По мнению ряда ученых, суд нельзя отнести к числу правоохра­нительных органов. Как они полагают, если суд считать одним из «правоохранительных органов», то, значит, он обязан по-прежнему бороться с преступностью заодно с органами обвинения. Суды не осуществляют защиту прав и свобод граждан. Эту функцию они осуществляют не прямо, а опосредованно — через обеспечение реализации соответствующих норм (признание, восстановление, подтверждение, обеспечение соблюдения и применения) норма­тивных правовых предписаний о защите прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов государственных и иных органов, организаций. По их утверждению не вполне кор­ректно п. 1 ст. 76 Конституции РК и п. 2 ст. 1 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казах­стан», предусматривающие, что «судебная власть... имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций». На их взгляд, такая формулировка не состоятель­на, поскольку суд не вправе осуществлять чью-либо защиту, по­скольку он не наделен законом функцией защиты. Права человека защищаются в суде, а не судом. Основное назначение суда — рас­смотрение и разрешение всех дел и споров о праве.

Противоположное мнение отстаивает А. П. Гуляев, который считает, что правосудие и судебный контроль как форма реализа­ции судебной власти «представляет собой высшую форму право­охранительной деятельности». Аналогичной позиции придержи­вается Р. А. Беленков, который полагает, что правосудие — это «вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и раз­решению судами уголовных и гражданских дел в соответствии с законом и установленной им процедурой». Еще более убедителен К. Ф. Гуценко, который пишет: «Отне­сение того или иного органа к числу правоохранительных орга­нов отнюдь не означает лишения его независимости и подчине­ния его другим однородным органам. Исключение судов из числа правоохранительных неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены и должны заниматься охраной права. Именно в суд чаще всего идут люди в поисках защиты своих прав и свобод. Суды – вершина пирамиды всей системы правоохранительных органов».

Интересна и весома позиция А. В. Наумова, которая убедитель­но обосновывает тезис о том, что «объективно суд является право­охранительным органом, более того он не может не являться ор­ганом борьбы с преступностью (сдерживания, контроля), так как главное оружие в этой борьбе — наказание, вложено в руки имен­но суда». В. П. Рябцев утверждает, что суды «являются непосред­ственной составной частью системы государственно-правовых структур, осуществляющих борьбу с преступностью». Далее он пишет: «Выполняя функцию властно-распорядительного контроля относительно органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие при выпол­нении ими действий, затрагивающих наиболее значимые права и свободы граждан, а также при рассмотрении жалоб на действия этих органов, суд выполняет важную правоохранительную функ­цию. И в этом качестве суды общей юрисдикции являются не­отъемлемой составной частью правоохранительной системы по борьбе с преступностью».

Необходимо учесть, что судебные органы осуществляют су­дебную власть, обязательной характеристикой которой является принудительность. Судебный приговор — важнейший акт приме­нения права, которым подводится итог всему предшествующему производству по уголовному делу и назначение законного, обо­снованного и справедливого наказания способствует исправлению осужденных. Справедливость наказания является важнейшим фактором повышения эффективности борьбы с преступностью. В этом плане хочется обратить внимание и на ч. 2 ст. 39 УК РК, которая гласит: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых уголовных правонарушений как осужден­ным, так и другими лицами».

Согласно общим началам назначения наказания (ст. 52 УК РК) лицу, совершившему преступление, должно быть назначено нака­зание, необходимое и достаточное для его исправления и преду­преждения новых уголовных правонарушений.

Своевременное рассмотрение дела, соблюдение гласности су­дебного разбирательства и назначение законного, обоснованно­го, справедливого наказания является одним из важных условий успешной борьбы с преступностью и укрепления правопорядка, обеспечения режима законности. Это и есть весомый вклад суда в дело борьбы с преступностью.

Неоценимо и предупредительно-воспитательное воздействие судебного заседания и объективного постановления суда, а также участие в формировании уважения к праву и морали. Поэтому суд, в соответствии со ст. 405 УПК РК, при наличии к тому оснований, выносит частное постановление, которым обращает внимание го­сударственных органов или должностных лиц, организаций или их руководителей на установленные по делу причины и условия, способствовавшие совершению преступления и требует принятия соответствующих мер.

Верховный Суд, являясь высшим судебным органом по граж­данским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процес­суальных формах надзор за их деятельностью. Судебный надзор предполагает право вышестоящих судов рассматривать решения нижестоящих судов в порядке апелляционного, кассационного, надзорного производства и по вновь открывшимся обстоятель­ствам. Кроме того, судья, проверяя законность и обоснованность действия и решения органа дознания, следователя, прокурора при производстве предварительного расследования осуществляет кон­троль за законностью в деятельности органов уголовного пресле­дования. И наконец, согласно Основному закону судебная власть имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интере­сов человека и гражданина, организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, между­народных договоров республики.

В связи с этим задачей суда является не просто рассмотрение и разрешение дел, а принятие справедливого решения, тем самым обеспечение законных прав и интересов граждан. Поэтому пле­нарное заседание Верховного Суда периодически изучает судеб­ную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами Ре­спублики Казахстан, а также рассматривает в порядке надзора су­дебные дела.

Правосудие своим законным и справедливым решением создает уверенность в неотвратимости ответственности за преступления, воздействует на правовое и нравственное сознание населения, по­вышает и утверждает престиж права. Судебная власть как одна из ветвей государственной власти, не вправе оказаться в положении безучастного и отрешенного от государственных забот органа по поддержанию законности и правопорядка в стране. Именно поэто­му образовано Судебное жюри, которое рассматривает материалы в отношении судьи, имеющего отрицательные показатели по от­правлению правосудия или два и более дисциплинарных взыска­ния за нарушение законности при рассмотрении судебных дел.

На основании изложенного есть все основания отнести судеб­ные органы к правоохранительным. Представляется, что освобож­дение судебных органов от ответственности за состояние борьбы с преступностью в стране и отсутствие у них функции уголовного преследования не исключает их из системы уполномоченных орга­нов, специализирующихся в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время первостепенная роль в области охраны прав и свобод человека отводится также судебному кон­тролю, контрольные полномочия которого получили широкое рас­пространение на досудебные стадии.

В связи с некоторой дискуссионностью данной проблемы юри­дической наукой и практикой выработан ряд критериев и суще­ственных признаков, позволяющих конкретные государственные органы отнести к правоохранительным.

В частности:

- правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления этой деятельности, и правоохранительную дея­тельность осуществляют только лица, являющиеся их сотрудни­ками;

- правоохранительная деятельность реализуется с соблюдени­ем установленных законом правил и процедур, за нарушение кото­рых в отношении должностных лиц, их допустивших, установлена юридическая ответственность;

- в процессе своей деятельности правоохранительные органы, используют властные полномочия с помощью применения юриди­ческих мер воздействия;

- законные и обоснованные решения и действия правоохра­нительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции подлежат обязательному исполнению, а их неиспол­нение влечет юридическую ответственность.


Конечно, для полного рассмотрения вопроса 'Понятие, отличительные признаки, цели и задачи правоохранительной деятельности', приведенной информации не достаточно, однако чтобы понять основы, её должно хватить. Если вы изучаете эту тему, с целью выполнения задания заданного преподавателем, вы можете обратится за консультацией в нашу компанию. В нашей команде работает большой состав специалистов, которые разбираются в изучаемом вами вопросе на экспертном уровне.

Хм, так же просматривали

Заказ

ФОРМА ЗАКАЗА

Бесплатная консультация

Наша компания занимается написанием студенческих работ. Мы выполняем: дипломные, курсовые, контрольные, задачи, рефераты, диссертации, отчеты по практике, решаем тесты и задачи, и многие другие виды заданий. Чтобы узнать стоимость, а так же условия выполнения работы заполните заявку на этой странице. Как только менеджер увидит ваше сообщение, он сразу же свяжется с вами.

Этапность

СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛИЕНТА

Получить работу можно всего за 4 шага

01
Оставляете запрос

Оформляете заказ работы, заполняя форму на сайте.

02
Узнаете стоимость

Менеджер оценивает сложность. Узнаете точную цену.

03
Работа пишется

Оплачиваете и автор приступает к выполнению задания.

04
Забираете заказ

Получаете работу в электронном виде на вашу почту.

Услуги

НАШ СЕРВИС

Что мы еще делаем?

icon
Эссе

от 480 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Доклады

от 380 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Проектные работы

от 3300 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Отчеты по практике

от 780 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Решение задач

от 180 рублей

ПОДРОБНЕЕ
icon
Презентации

от 280 рублей

ПОДРОБНЕЕ