Слишком сложно? Тогда запросите консультацию специалиста!
Наша компания занимается тем, что помогает студентам выполнять различные учебные работы на заказ. Вы можете ознакомиться с перечнем выполняемых работ, а так же с их стоимостью на странице с ценами.
Введение
Одной из главных задач государства является охрана общественных отношений, складывающихся в области охраны здоровья, благополучия населения и общественной нравственности.
Государственная политика по контролю за оборотом наркотических средств.
Необходимость государственного регулирования отношений, возникающих в сфере оборота наркотических средств, в том числе установления ответственности за незаконные действия в этой сфере, вытекает из международно-правовых обязательств Российской Федерации[1].
Для обеспечения общегосударственного подхода к регулированию оборота наркотических средств постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 г. утверждена Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации[2]. В концепции ставилась задача детально урегулировать порядок оборота наркотических средств, используемых в медицинских и научных целях, пересмотреть нормы об ответственности за связанные с ними правонарушения, внедрить систему мероприятий по раннему выявлению незаконных потребителей наркотиков, а также разработке правовых основ сотрудничества с зарубежными и международными организациями, занимающимися борьбой с наркобизнесом.
В целях реализации задач, определенных вышеуказанной Концепцией в России велась работа по разработке нормативно-правовой базы, результатом которой явился Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[3], который закрепил организационные основы деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту; организационно-правовые основы противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и наркологической помощи больным наркоманией.
В Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» впервые дается определение правовых понятий, связанных с оборотом наркотических средств. Уточнение терминологии важно не только для развития юридической науки, но и в связи с необходимостью правильной квалификации правонарушений в сфере оборота наркотических средств, проведения экспертиз, разработки тактики расследования, решения вопросов предупреждения преступлений.
В Законе (ст. 1) «наркотические средства» определяются как вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.
Официальный список и точные названия наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров определены в Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» от 30 июня 1998 г. № 681.
В зависимости от применяемых государством мер контроля действуют следующие списки:
- список № 1, включающий наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
- список № 2, включающий наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
- список № 3, включающий психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
- список № 4, включающий список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Правовое регулирование оборота наркотических средств и противодействия их незаконному обороту имеет комплексный характер и интегрирует нормы различных отраслей права. Это обусловлено многообразием общественных отношений, возникающих в данной сфере, для упорядочения которых требуется использование разнообразных методов, свойственных различным отраслям права.
Например, порядок приема гражданина на работу, связанную с оборотом наркотических средств, регулируется сразу несколькими отраслями права. Во-первых, это реализация гражданином конституционного права на труд (ст. 37 Конституции Российской Федерации). Во-вторых, прием на работу регулируется трудовым законодательством. В-третьих, оформление допуска к работе с наркотическими средствами, а также контроль за деятельностью, связанной с наркотическими средствами, регламентируются административно-правовыми нормами. В-четвертых, в случае совершения правонарушений в сфере оборота наркотических средств гражданин привлекается к административной или уголовной ответственности.
Деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая в соответствии с административным законодательством, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», - и иных субъектов по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере оборота наркотических средств путем проведения надзорно-охранных мероприятий в отношении каких-либо лиц или объектов, применения мер убеждения, психического или физического принуждения может рассматриваться как административно-правовой контроль за оборотом наркотических средств.
Органы исполнительной власти осуществляют административно-правовой контроль:
1) за оборотом наркотических средств;
2) допуском лиц к работе с наркотическими средствами.
Контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» основа контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - закрепление государственной монополии на все виды оборота наркотиков и установление механизма государственного лицензирования всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств. Целью контроля, осуществляемого уполномоченными государственными органами, является обеспечение личной безопасности граждан, их жизни, здоровья и общественной безопасности.
Законом определено, что деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, может осуществлять юридическое лицо, в состав руководителей которого входит специалист, имеющий соответствующую профессиональную подготовку.
Порядок лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, определен Правительством Российской Федерации. В частности, постановлениями Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» от 21 июня 2002 г. № 454; «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по культивированию растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ» от 14 июня 2002 г. № 423.
Таким образом, лицензирование оборота наркотических средств фактически является предварительным контролем, служащим средством охраны прав и свобод граждан. По существу, органы, выдающие лицензию, должны рассматриваться своего рода гарантами того, что лицензируемая деятельность не нанесет ущерба личной и общественной безопасности.
Контроль за допуском лиц к работе с наркотическими средствами.Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» определил, что оборот наркотических средств является ограниченным. Следовательно, и круг субъектов, имеющих доступ к наркотическим средствам, тоже должен быть ограничен.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами устанавливается Правительством Российской Федерации. Правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 892.
Согласно п. 6, 7 указанных Правил руководитель организации или лицо, его замещающее, направляет соответствующие запросы в органы внутренних дел по месту нахождения этой организации с приложением анкеты лица, оформляемого на работу с наркотическими средствами, и в учреждение здравоохранения по месту жительства этого лица.
На основании полученных из органов внутренних дел и учреждений здравоохранения данных управлением (отделом) кадров, а в случае их отсутствия - работником, ведущим кадровую работу в организации, составляется письменное заключение о возможности допуска лица к работе с наркотическими средствами, которое утверждается руководителем организации или лицом, его замещающим.
Однако в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» заключение о доступе непосредственно к наркотическим средствам выдается органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Во исполнение указанного Федерального закона бывшим Государственным комитетом Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ принят приказ от 18 декабря 2003 г. № 276 «Об организации работы по выдаче заключений органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
Одним из оснований для проведения оперативно-разыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» является сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей (п. 6 ст. 7).
По нашему мнению, проведение проверки должно быть вменено в служебные обязанности сотрудников органов внутренних дел. Именно они обладают не только общей, но и специальной подготовкой, имеют соответствующую квалификацию и опыт. Подобный порядок будет способствовать созданию единого (централизованного) банка данных о лицах, имеющих допуск к работе с наркотическими средствами, а следовательно, обеспечивать более строгий контроль за легальным оборотом наркотиков.
В результате проведения проверочных мероприятий выясняются различные вопросы: имеет ли лицо непогашенную или неснятую судимость за преступление средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое преступление либо преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации; предъявлялось (предъявлено) ли обвинение в совершении преступлений, в том числе связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; не подготавливает ли лицо совершение преступления; уточняются отдельные вопросы анкеты и т. д.
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» определяет порядок оборота не только наркотических средств и психотропных веществ, но и их прекурсоров, аналогов. Следовательно, должна быть предусмотрена процедура допуска к работе с прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, их аналогами. Однако анализируемые Правила устанавливают допуск только к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, что не соответствует требованиям Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Отсутствие надлежащего правового регулирования в указанной сфере негативно отражается на качестве контроля над оборотом наркотических средств и снижает уровень противодействия их незаконному обороту.
Конечно, для полного рассмотрения вопроса 'Вопрос 1. Государственная политика по контролю за оборотом наркотических средств', приведенной информации не достаточно, однако чтобы понять основы, её должно хватить. Если вы изучаете эту тему, с целью выполнения задания заданного преподавателем, вы можете обратится за консультацией в нашу компанию. В нашей команде работает большой состав специалистов, которые разбираются в изучаемом вами вопросе на экспертном уровне.
Хм, так же просматривали